Архитектура Византии 2 - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Архитектура Византии 2

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии
Византия в XIII в.
Византия в XIII в.
    Централизованный характер Византийской империи, а также развитие ремесла и торговли способствовали великолепному расцвету Константинополя, который до самого конца существования империи оставался наиболее блестящим и красивым городом всей Европы. Очень велико было значение его архитектуры для развития всего Византийского зодчества. Грандиозные крепостные стены, опоясывавшие город с суши и с моря, жилые дома горожан и дворцы знати, наконец, в особенности церковные здания отличались в столице Византийской империи великолепием и влияли на застройку других городов, монастырей и сельских мест.
    В состав Византийской империи входило много различных народностей. Не существовало единого в этническом смысле византийского народа. Разнообразные обширные области византийского государства были населены многочисленными народностями, из которых одни, как, например, греки, имели за плечами многовековую славную историю, в то время как другие, например славяне, только начинали свой исторический путь и со свежими силами вступали на историческую арену. Все они были объединены общими формами хозяйства, одним социальным строем и, в особенности, единой византийской культурой и идеологией, в которой исключительно большую роль играло предельно разработанное и отточенное учение православия. Велико было значение славянского элемента для образования византийской культуры. Славянские племена слились особенно тесно с греческим населением империи, вследствие чего средневековая греческая культура была в значительной степени славянизированной. Большую роль в сложении византийской культуры играли также восточные народы, в особенности сирийцы, различные племена Малой Азии, а также народы Кавказа, в первую очередь армяне.
    Широкие народные массы принимали очень большое участие в жизни Византийской империи. Постоянные притеснения зависимых слоев крестьянства феодалами и непосильные поборы приводили к народным восстаниям и массовым народным движениям, направленным против аристократии. Однако народ принимал в византийском государстве живейшее участие также и в идеологической борьбе, например в столкновениях различных партий периода иконоборчества. Споры за или против икон можно было слышать на каждом шагу на улице; нередко они. кончались врукопашную. В этих спорах, как и в других противоречиях, казалось бы, чисто отвлеченного характера, находили свое отражение противоположные хозяйственные и социальные интересы.
    На протяжении всей истории Византийской империи в результате почти непрерывных войн очень часто изменялись границы государства. То оно расширялось почти до размеров Римской империи, то сжималось настолько, что территория государства ограничивалась столицей и небольшим куском земли в ее окрестностях. На некоторых границах господствовало неустойчивое положение, вследствие которого определенной линии границы вообще не существовало. Тем не менее на всем протяжении своего развития византийцы считали себя владыками мира, которым покровительствует божество, и фанатично держались традиционных церковных канонов.
    Византия и ее центр — Константинополь занимали и по своему географическому положению, и по характеру своих торговых и культурных связей промежуточное положение между Западом и Востоком. Изучая византийскую культуру в целом, а также различные ее стороны, постоянно наталкиваешься на родство отдельных явлений с аналогичными явлениями не только античной, но также и восточной, и даже древневосточной культуры. Государственный строй и государственные учреждения Византии развились из античных грекоримских учреждений. Наряду с этим византийский император по характеру своей самодержавной власти сильно походил на древневосточных деспотов, наследником которых он являлся, подобно его постоянному врагу и сопернику — иранскому царю из династии Сассанидов. Глубокий синтез античных и восточных элементов составляет одну из характерных черт византийского государства, и византийской культуры. Этот синтез был осуществлен на основе новых особенностей византийского феодального общества.
    Византийская архитектура отражает эти соотношения. В ней легко выделить античные греко-римские и восточные элементы. Нё менее отчетливо выступают также и ее своеобразные особенности. Византийское зодчество отличается очень большой цельностью, несмотря на пройденный им длительный путь интенсивного развития и на его местные особенности в отдельных областях империи. Единство византийской архитектуры основано на ее связи с народным зодчеством. Это единство в особенности проявилось в углубленной и очень разнообразной разработке византийскими архитекторами темы купола, истоки которой лежат в народной жилой архитектуре древнего Востока.
    Очень большое значение для сложения и развития византийской культуры имела особая, византийская разновидность христианства, называемая православием. Отличительную особенность последнего составляет его более человечный и более народный, демократический характер по сравнению с западноевропейским католичеством. Представления о божестве, характерные для католического вероисповедания, отличаются более абстрактным характером, между человеком и божеством проводится более резкая грань.
    Это различие проявляется в прибавлении католической церковью слова "filioque" к изложению догматов христианской веры, что послужило основой разделения церквей. Суть этого добавления заключается в том, что Христос лишается того почти человеческого характера, который присущ ему в византийском истолковании христианских догм. Согласно византийской системе, Христу приписывается более человеческая природа, вследствие чего человек должен ощущать божество внутри себя. В этом кроется гуманистическое ядро византийской идеологии, облеченное в средневековую религиозную оболочку.
    В архитектуре противоположность католичества и православия выражается в контрасте, существующем между базиликой и центрическим зданием. В западноевропейской базилике все направлено к основной цели — к апсиде, алтарю, к абстрактному божеству, которого человек должен слушаться и бояться.
    Наоборот, в византийском культовом здании человека окружает центрическая купольная композиция, заставляющая его сосредоточиться в самом себе и связанная с древнейшей традицией жилого дома, где посередине помещался очаг, вокруг которого собиралась семья. Центральное место в культовом здании под куполом занимает амвон — особая кафедра, вокруг которой развертывается культовое действие, долженствующее в символической форме представить историю мира и человека, как ее трактовало византийское богословие.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому