Архитектура Византии 3
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии
Византия в XIV—XV вв.
До самого конца существования Византийской империи в ней продолжали жить славные традиции античного градостроительства. Это в особенности относится к Константинополю. Тенденция к регулярной планировке заметна вплоть до поздневизантийского периода. Византийский город — наименее исследованная область византийской архитектуры. Однако, привлекая виднейшие города соседних стран, находившихся под влиянием Византии, а также опираясь на общий характер Константинополя, можно, правда лишь в самых общих чертах, представить себе также и эволюцию византийского города.
Уже в ранневизантийский период в городском ансамбле сильно проявилась централизация, отражавшая ведущее начало византийского государства. Улицы сходятся к центру города, в котором главное место занимает собор. В средневизантийский и, в особенности, в поздневизантийский период заметно усиление элементов свободной планировки, в известной степени присущих также и ранневизантийскому городу.
Очень большое значение для византийского города имели окружавшие его мощные крепостные стены, что обусловливалось историческими предпосылками жизни Византийской империи, постоянно находившейся под угрозой нападения варваров. Стены многих византийских городов, в особенности Константинополя, представляли собой архитектурные сооружения, влиявшие на развитие зодчества.
Выдающимися сооружениями, как по размерам, так и по характеру архитектуры, следует назвать цистерны, которые встречаются главным образом в Константинополе, но также и в других городах и загородных монастырях Византии. Значительная часть цистерн действительно служила водохранилищами. Однако было доказано, что они имели также и другое назначение, при этом довольно разнообразное. Нередко они возводились в качестве антисейсмических оснований крупных общественных зданий. Наряду с этим, они служили обширными платформами, на которые ставили культовые и другие сооружения, например дворцовые корпуса, при строительстве в пересеченных местностях. Наконец, в некоторых случаях цистерны служили, по-видимому, также складочными и производственными помещениями. Для византийских архитекторов они были своего рода школой сводчатых конструкций и очень сильно влияли на монументальные постройки.
Сравнительно мало известна жилая застройка византийских городов. Можно только утверждать, что в рядовых городских жилых домах преобладала свободная планировка чисто утилитарного характера, живо отражавшая бытовой уклад византийцев. Система византийского дворца представляла собой развитие обычного жилого дома. Наиболее выдающиеся богатые дома и дворцы имели на фасадах, если они выходили на главные улицы, колоннады, которые несли перекрытия над тротуарами.
Очень мало известны загородные жилища византийских феодалов. Сохранившиеся фрагменты их говорят о том, что они были родственны городским дворцам и богатым городским домам.
Особым типом архитектурного ансамбля были византийские монастыри. Наиболее своеобразны были загородные монастыри, представлявшие собой обычно крепостные ансамбли. Их основными зданиями были жилые и хозяйственные постройки монахов, примыкавшие к крепостным стенам, а в центре — столовая (трапезная) и доминировавшая над остальными сооружениями церковь.
Средневековый характер византийской культуры ярко проявился в преобладании в византийском зодчестве культовых построек. Типы византийских церквей были очень разнообразны и развивались по отдельным историческим периодам. Наиболее выдающимися типами являются: купольная базилика, перистильный тип церкви, церкви, перекрытые куполом на восьми опорах, и крестовокупольные постройки. Во всех этих архитектурных типах господствует купол над амвоном, перекрывающий центральную часть здания, к которой примыкает алтарь в апсиде. Центральная часть окружена дополнительными помещениями для присутствующих при богослужении.
Устройство фундаментов византийских построек остается до сих пор почти неисследованным. Стены складывали из кирпича, из тесаного камня, из кирпича с прокладками из камня или из камня с прокладками из кирпича. Перекрытия — по большей части сводчатые. Встречается сочетание в одном здании перекрытий сводчатых и плоских деревянных. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами, очень распространены были крестовые своды. Купола возводили прямо на подпружных арках или ставили их на довольно высокие цилиндрические барабаны, прорезанные окнами. Переходом от квадрата стен к окружности купольного кольца служили обычно паруса, но применялись также и тромпы. Распор купола и сводов зодчие старались по возможности погасить за счет сводчатых перекрытий соседних помещений, создавая системы взаимно-уравновешенных сводов. Довольно распространенными были здания, перекрытые несколькими куполами.
Кровли делали в более крупных и богатых постройках из свинцовой черепицы, в более простых — из черепицы керамической. В наружных частях зданий иногда выкладывали кирпичные узоры, а в каменных постройках помещали профилированные плиты, часто украшенные резьбой. Внутренние стены покрывали мраморной облицовкой, сочетавшейся с мозаикой сводов. В других случаях внутренние стены, столбы и своды сплошь покрывали фресковой живописью. Полы в более богатых постройках делали мозаичными из мрамора, в более простых — кирпичными, причем кирпич обычно выкладывали в елку. В некоторых зданиях встречаются наружные рельефы орнаментального характера в виде отдельных вставок из резных каменных плит.
Византийские столичные архитекторы стремились по возможности облегчить стены и столбы. Они делали большие проемы и связывали таким образом интерьеры с наружным пространством. Отдельные части интерьера всегда были органически связаны в единое композиционное целое. Что касается интерьеров византийских культовых зданий, то, несмотря на большие проемы, даже в тех случаях, когда они хорошо связаны с наружным пространством, они всегда трактованы как особый мир, отличающийся от мира природы и построенный на основе представлений о человеке и вселенной, характерных для церковной легенды.
Церковный интерьер — это символическое изображение вселенной. Такая интерпретация получила дополнительное наглядное выражением живописи. Характер изображенных фигур и сцен влиял и на пространство интерьера, придавая ему облик, отличный от реального пространства природы. Церковное здание было мощным дополнительным средством внедрения в широкие народные массы руководящих идей византийской государственности, проникнутых церковными представлениями.
Идеи централизации, божественного происхождения царской власти, феодальной монархии пронизывали собой как архитектурные, так и живописные образы. Синтез архитектуры и живописи носил в Византии в высшей степени единый и цельный характер. Архитектурные детали отражали основные принципы общей композиции зданий.
Каждый из трех основных периодов византийского зодчества обладал своими особенностями, развившимися из характерных черт предшествующего периода на основе нового этапа развития византийского общества и государства. Основная линия этого развития ярко отражала все усиливавшийся процесс феодализации и ослабления центростремительных тенденций Византийской империи.
В различных частях государства архитектура видоизменялась в зависимости от местных экономических, социальных и природных условий. Необходимо различать в пределах основных исторических периодов три основные школы византийской архитектуры: константинопольскую, восточновизантийскую и греческую.