Архитектура Восточной Европы. Средние века
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Этот раздел содержит историю средневековой архитектуры в Восточной Европе, Малой Азии и, частично, Закавказье, охватывая время от V—VI до XV—XVI вв. н. э. В разделах, посвященных архитектуре стран, где особенности исторического развития обусловили более долгое сохранение феодального строя (Болгария, Молдавия и Валахия, Армения, Грузия), рассматриваются и более поздние памятники архитектуры. История русской архитектуры доведена лишь до середины XIII в., до времени монгольского нашествия; последующие века ее развития будут освещены в следующих разделах.
Средние века были временем расцвета феодального строя с типичными для него господством класса землевладельцев, внеэкономическими мерами принуждения, преобладанием натурального хозяйства, слабым (особенно на ранних этапах) развитием товарного производства и, как следствие этого, политической раздробленностью. Столь же типичными для него были крестьянские восстания, как наиболее острые проявления классовой борьбы, объединение городских ремесленников и купцов в цехи и гильдии для защиты своих интересов, система вассальной иерархии, монархия, как преобладающая форма государственного устройства, и безраздельное господство религии над умами людей.
Эти особенности феодального строя сказались и на его архитектуре. Резкое социальное неравенство обусловило разительный контраст между монументальными сооружениями представителей господствующих классов и постройками крестьян и рядовых горожан, малыми по размерам и возводившимися обычно без участия квалифицированных строителей-профессионалов из наиболее дешевых строительных материалов. Этим объясняется почти полное исчезновение таких построек, что вынуждает судить о средневековой архитектуре в основном по сооружениям высших слоев общества.
Натуральный характер хозяйства с преобладанием в нем земледелия делает понятным преимущественное размещение резиденций феодалов среди их владений, но в отличие от античной «villa rustica» они представляют собой укрепленные замки, расположенные в труднодоступных местах, с мощными стенами и башнями, которые могли противостоять как восставшим крестьянам, так и войскам других феодалов.
Такими же замками, только более обширными, были и резиденции крупных сеньеров; даже городские дворцы носителей верховной власти нередко окружались крепостными стенами и имели вид замков, господствовавших над городом. Да и самые города в средние века нередко окружались крепостными стенами и башнями, и рост их был скован кольцом укреплений, что привело к размельчению земельных участков внутри них. Города, возникшие еще в античную эпоху, часто сохраняли свою древнюю планировочную схему, приспосабливавшуюся для новых требований. Ей же следовали и некоторые вновь возникшие города раннего средневековья. Более поздние чаще получали радиальную планировку с улицами, сходившимися к городскому центру — резиденции феодала и расположенной рядом торговой площади, а за пределами городских стен превращавшимся в дороги, которые вели в соседние города.
Отмеченное выше размельчение земельных участков в городах приводило к увеличению этажности застройки, и нередко дома, предназначенные для одной семьи, получали такую высоту, какую в античных городах имели только «инсулы». Такие дома, обычно принадлежавшие купцам или зажиточным ремесленникам-хозяевам, имели в нижнем этаже лавку или мастерскую (часто также связанную с лавкой). Выше находилось жилище владельца дома, а еще выше или в глубине участка — помещения для слуг и подмастерьев.
Городские дворцы представителей феодальной знати имели более неприступный вид. Ограниченные размеры земельных участков не позволяли окружать дворцы крепостными стенами, но массивные стены нижних этажей, прорезанные редкими небольшими оконными проемами, венчавшие здания боевые парапеты с зубцами и дозорные башни делали эти дома пригодными для отражения нападений. Некоторые дома имели характер настоящих домов-крепостей, домов-башен, где функции жилья отступали на второй план перед функциями обороны.
В эту эпоху постоянных войн много внимания уделялось строительству крепостей, и военная архитектура средневековья дала много нового по сравнению с античностью. В это время не только появились такие детали, как боевые парапеты с зубцами и бойницами, бойницы, простые и навесные, закрытые оборонительные балконы, дозорные вышки и т. п., но и были выработаны новые приемы защиты крепостных ворот при помощи дополнительных укреплений и созданы основные типы крепостей — замок, находящийся в горной или равнинной местности, городская крепостная стена и укрепленный монастырь.
Монастыри, широкое распространение которых также было одной из особенностей средних веков, нуждались в укреплениях и в силу того, что в их стенах нередко хранились большие богатства, и потому, что они строились не только в городах, но и вдали от них и должны были в военное время служить убежищем для окрестного населения. Кроме того, монастыри, особенно в раннем средневековье, имели значение культурных центров. В них хранились и переписывались книги, писались хроники (летописи), содержались школы. В тех случаях, когда монастыри возникали в слабозаселенных местностях (куда их основателей привлекало обилие никем не занятых земельных угодий), они содействовали распространению сельского хозяйства, а возведение монастырских зданий, в особенности каменных церквей, способствовало созданию кадров строителей и художников.
Возникновение большого количества монастырей стало возможным лишь благодаря характерному для средневековья безраздельному господству религии над умами людей. Религия укрепляла своим авторитетом существовавший социальный и политический строй, и государственная жизнь часто была почти неотделима от церковной. В свою очередь выступления угнетенных слоев населения против порядков, освящавшихся господствующей церковью, нередко приобретали религиозную окраску и выливались в форму ересей, таких, как павликианство, тондракианство и богомильство на Востоке или учения катаров, вальденсов и апостоликов на Западе.
В этих условиях понятно то значение, которое имели в средние века церковные здания. Они были тогда не только местом проведения богослужений, но и главным типом общественных сооружений. Тесная связь религии с государственной и общественной жизнью была причиной того, что в архитектуре церквей, особенно главных, соборных церквей больших городов, отражалась не только религиозная, но и общественная идеология.
<< Архитектура античного мира