Церкви в Эсре и Боере в Сирии, Сан Витале в Равенне - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Церкви в Эсре и Боере в Сирии, Сан Витале в Равенне

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Архитектура в провинциях империи
Равенна. Церковь Виталия, окончена в 547 г
Равенна. Церковь Виталия, окончена в 547 г.: план; разрез; керамические сосуды, из которых сложен купол; тромп
    Центрические купольные здания строили в различных частях империи. Очень характерны церкви в Эсре и в Боере в Сирии. Здание в Эсре, 510—515 гг., перекрыто куполом, опирающимся на восемь столбов. Церковь в Боере, 512—513 гг., круглое в плане помещение, связанное с квадратными наружными очертаниями здания в углах четырьмя полуциркульными нишами, имела в середине четыре столба, которые несли купол. К столбам примыкали четыре экседры, каждая с четырьмя промежуточными колоннами. Оба здания продолжают позднеантичную архитектурную традицию.
Византийские центрические здания в Сирии
Византийские центрические здания в Сирии: 1 — церковь в Эсре, 510—515 гг. (план и разрез); 2 — церковь в Боере, 512—513 гг.
    Значение константинопольской архитектуры первой половины VI в. очень отчетливо выступает при сравнении церкви в Боере с церковью Сан Витале в Равенне, оконченной в 547г. Церковь Виталия в Равенне очень похожа на церковь Сергия и Вакха в Константинополе. Однако между ними лежит развитие константинопольской архитектуры первой половины VI в. Между постройкой церквей в Боере и Сан Витале в Равенне лежит создание Константинопольской Софии, характер архитектуры которой определяющим образом повлиял на композицию равеннской постройки, хотя формально последняя сильно отличается от главного столичного собора.
    Можно было бы утверждать, что церковь Виталия в Равенне соединяет в себе особенности сирийских церквей в Эсре и Боере, если смотреть с точки зрения формальной схемы плана. Однако увеличение числа экседр до восьми и восьмигранное очертание наружных стен представляют собой настолько существенные особенности, что они коренным образом меняют характер архитектуры.
Равенна Церковь Виталия. Интерьер главной части
Равенна Церковь Виталия. Интерьер главной части
Равенна Церковь Виталия. Деталь мраморной облицовки алтарного помещения
Равенна Церковь Виталия. Деталь мраморной облицовки алтарного помещения
    Как и в Константинопольской Софии, присутствовавшие при культовых действиях находились в Сан Витале во внутреннем обходе. При движении по нему развертывается замечательная непрерывная последовательность живописных архитектурных картин. Восьмиугольные в плане наружные стены, постоянно меняющие свое направление, подчеркивают сложные перспективы, открывающиеся при взгляде сквозь ажурные коллонады в подкупольное пространство; экседры противоположной стороны своей вогнутостью контрастируют с выпуклыми экседрами на переднем плане.
Равенна. Церковь Виталия. Вид из внутреннего обхода на центральную часть
Равенна. Церковь Виталия. Вид из внутреннего обхода на центральную часть
    Очень характерно асимметрическое расположение нартекса и атриума по отношению к главной оси здания, усиливающее живописность целого: при входе внутрь через северные двери нартекса попадаешь на главную ось ротонды, однако сдвинутый к югу нартекс сохраняет начало асимметрии; при входе через южные двери нартекса попадаешь на одну из второстепенных осей, и главная часть здания выглядит асимметрично.
    Отличительной особенностью Сан Витале, которую мы не находим в это время в Константинополе и которая связывает здание с последующим развитием архитектуры Западной Европы, является система сильно вытянутых по вертикали столбов между экседрами.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому