Индивидуальные особенности церквей
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура XII—XIV вв.
Индивидуальные особенности имеют следующие сооружения.
В главной церкви Гегарда (1215 г.) исключительный интерес представляет портал южного входа, покрытый тонкой орнаментальной резьбой. Особенно хорошо выполнен тимпан, украшенный изображениями деревьев с висящими на ветвях плодами граната и листьями, переплетающимися с виноградом. Барабан купола обработан наподобие купола церкви Григория в Ани аркатурой, составленной из сдвоенных валов на парных колонках, и расположенным выше орнаментальным поясом. Украшение купола аркатурой характерно также для главной церкви Макараванка (XII в.), церквей Ншана (XIII в.) и Катогике (XIII в.; зодчий Вецик) в Кечарисе, главной церкви Ованнаванка (1215—1221 гг.).
Кечарис. Церковь Катогике, XIII в., зодчий Вецик. Общий вид с юго-востока
Гегард. Главная церковь, 1215 г. Портал южного входа
Арич. Главная церковь, 1201 г. Общий вид с северо-востока
Хоракерт. Церковь, начало XIII в. Фрагмент барабана купола
Поверхности стен церкви Катогике в Кечарисе помимо обрамлений на проемах дополнительно украшены тонко профилированными декоративными арочками на парных полуколонках и рамками со ступенчатым верхом. На восточном фасаде храма Ованнаванка подобные рамки, начинаясь у цоколя и огибая по мере подъема различные розетки и оконные проемы, создают своеобразный геометрический декор на поверхности фасада. В главной церкви Арича (1201 г.) таким узором украшены только верхние части фасадов, где образованы различные по форме кресты и розетки. Даже ктиторская группа Захаридов с моделью храма на руках включена в композицию подобного обрамления. Интерес представляет 20-гранный барабан купола, некогда увенчанного зонтичной кровлей, с полуколонками на гранях и большими розетками в простенках, образующими вместе с оконными наличниками своеобразный декоративный пояс на середине высоты барабана. Такую же обработку имеет и барабан купола церкви Гандзасара (1216— 1238 гг.).
Уникальная конструктивная и художественная форма придана десятигранному барабану купола церкви Хоракерта (начало XIII в.). Его нижняя половина состоит из тридцати шестигранных колонн, промежутки между которыми служат световыми проемами. Исключительно смелое решение барабана в виде своеобразной колоннады, не встречающееся в других памятниках, придало куполу большое изящество. Купол Хоракерта представляет собой промежуточное звено между обычными куполами и многоколонными ротондами, применявшимися в колокольнях.
Алаяз. "Войсковая" церковь, 1303 г. план
Алаяз. "Войсковая" церковь, 1303 г. Общий вид с северо-востока
Особое место среди культовых сооружений Армении занимает так называемая "Войсковая" церковь в Алаязе (древний Елегис), возведенная до 1303 г., возможно, в конце XIII в. По планово-объемной композиции она состоит из алтарной апсиды и двух приделов по сторонам. Вместо помещения для молящихся предусмотрена вымощенная каменными плитами площадка. Церковь, по всей вероятности, предназначалась для обслуживания отправлявшихся в поход воинов, что вместе со специфичностью христианского культа у армян, разрешавшего богослужение только при неподвижном алтаре, обусловило ее большую оригинальность. По своей композиции церковь Алаяза принадлежит к числу уникальных произведений архитектуры.
В XII—XIV вв., наряду с обычными храмами, получили распространение оригинальные церкви-усыпальницы типа двухапсидных и двухэтажных.
Двухапсидная церковь-усыпальница имеет прямоугольный в плане, перекрытый сводом интерьер с двумя равнозначными апсидами на восточной стороне. Внешне здание небольшое, перекрытое двускатной кровлей со щипцами на торцовых фасадах. По нашему исследованию, в основе этого типа лежит обычный зально-сводчатый храм, претерпевший несколько видоизменений.
В церкви Акванка в Вайоцзоре (XII—XIII вв.) стенные ниши алтаря заменены крохотными приделами. В церкви Кобайра (XII—XIII вв.) имеется уже один придел, но значительно больших размеров.
Церковь Анапат (XIII в.) в Варагаванке (новом) отличается более развитой формой придела, близкой по размерам к апсиде. Фактически церковь с восточной стороны заканчивается двумя апсидами, из которых правая немного больше левой.
Двухапсидные церкви
1-2 — церковь Арутюна в Санаине, XIII п. (восточный фасад и поперечный разрез); планы церквей: 3 — типовой; 4 — Акванка в Вайоцдзоре, XII—XIII вв.: 5 — в Кобайре, XII—XIII вв.; 6 — Анапат в Варагаванке новом, XIII в; 7 — Сиона в Гергеры, 1247 г.; 8 — Арутюна в Санаине, XIII в.
1-2 — церковь Арутюна в Санаине, XIII п. (восточный фасад и поперечный разрез); планы церквей: 3 — типовой; 4 — Акванка в Вайоцдзоре, XII—XIII вв.: 5 — в Кобайре, XII—XIII вв.; 6 — Анапат в Варагаванке новом, XIII в; 7 — Сиона в Гергеры, 1247 г.; 8 — Арутюна в Санаине, XIII в.
Это избегнуто в церкви Сиона в Гергеры (до 1247 г.), имеющей одинаковые по величине апсиды, объединенные общей солеей. Наиболее же развит этот тип в церкви Арутюна в Санаине (середина XIII в.), представляющей собой конечный этап преобразования простой базилики в двухапсидную.
Более сложную композицию имеют двухэтажные церкви-усыпальницы типа Аствацацин в Егварде (1321 —1328 гг.) и Аствацацин в Нораванке (1339 г.), воспроизводящие в более развитой форме тип так называемой "Пастушьей" церкви в пригороде Ани, связанной по своему образу с башнеподобными погребальными сооружениями первых веков христианства в Армении.
Нораванк. Церковь Аствацацин, 1339 г. Планы 1-го и 2-го этажей
Прямоугольный в плане первый этаж церквей в Егварде и в Нораванке служил родовым склепом феодала; второй — крестообразный в плане — поминальным храмом, который вместо купола увенчан, наподобие церкви Хоракерта, многоколонной ротондой.
Расположение храма во втором этаже сообщило такого рода памятникам форму монументальных башен, служивших также доминантами архитектурных ансамблей. Оригинальная трехъярусная композиция этих сооружений построена на нарастании высот ярусов по вертикали и сочетании массивного низа с более расчлененной средней частью и ажурным верхом. Этому подчинено и декоративное убранство, сдержанное в нижних частях и более нарядное в верхних. Особенно богато разработаны западные фасады.
Егвард. Церковь Аствацацин, 1321—1328 гг. Общий вид с юго-запада
В Нораванке двери обрамлены широкими наличниками, сплошь покрытыми резным геометрическим узором сложного мелкого рисунка; тимпаны украшены скульптурными композициями с изображениями Богоматери и святых. Важную роль в оформлении выполняли ведущие во второй этаж консольные, охватывающие портал, лестницы с профилированными торцами ступеней и ктиторская группа, помещавшаяся на трех центральных колоннах ротонды. Эта группа состояла из объемно изображенных во весь рост Богоматери и двух мужчин в богатых одеяниях, из которых один держал модель храма в руках.
В церкви Егварда изображение Богоматери и святых помещено в тимпане западного фасада, между ветвями большого креста, композиционно связанного с порталом. Заслуживает внимания оформление верха дверной ниши во втором этаже, украшенного, как и верх прямоугольной алтарной апсиды церкви в этом же этаже, сталактитами, наподобие портала дворца Сахмадина в Мрене.