Армения XII—XIV вв. Гавиты - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Армения XII—XIV вв. Гавиты

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура XII—XIV вв.

Заказ работы

Введите название работы
Введите предмет работы
Введите тип работы
Введите дату сдачи
Введите email
Введите валидный email
    В XII—XIV вв. интенсивное развитие получили монастырские архитектурные ансамбли, включавшие иногда много церквей и других монументальных сооружений — гавиты, книгохранилища, трапезные, колокольни. Под влиянием светского, гражданского зодчества Армении архитектура этих сооружений получила новые художественно-композиционные и конструктивные особенности.
    В XII—XIV вв. развитие гавитов шло по линии усиления компактности и художественной выразительности композиций. Слабо выявленная в гавите церкви Иоанна в Оромосаванке центричность здания в последующих примерах нашла свое полное осуществление.
Сравнительные схемы типов
Сравнительные схемы типов
1 — четырехстолпный глхатун; 2 — четырехстолпный гавит; 3 — глхатун с пристенными столбами; 4 — гавит с перекрытием на перекрещивающихся арках
    Основу архитектурной композиции установившегося типа гавита составляют монументализированные формы армянского народного жилища "глхатуна", т. е. "дома с главой". Переход от дерева к камню внес существенные поправки в конструкцию: деревянные столбы, прогоны и покрытия получили форму каменных колонн, арок и каменных покрытий. В результате на основе четырехстолпного глхатуна был создан тип четырехстолпного гавита, а на основе глхатуна с пристенными столбами — тип бесстолпного зала с покрытием на перекрещивающихся арках. Творческая разработка этих основных типов гавитов привела к созданию новых композиций, представляющих значительный конструктивный и художественный интерес.
    Гавиты, значительно превышающие храмы по площади, имеют вполне законченную пространственную композицию. Примерами крупных, возведенных независимо от храмов гавитов служат гавит Амазаспа в Ахпате (1257 г.) и высеченный в скальном массиве гавит Папака и Русуканы в Гегарде (1288 г.).
    Наибольшее распространение имел четырехстолпный тип, осуществленный в ранних центрических гавитах Тегеняцванка (1167 г.), Санаина (1181 г.), Нор-Гетика (1191 — 1196 гг.), Агарцина (конец XII — начало XIII в.). Эти гавиты, как и подобные им гавиты последующего времени, представляют собой квадратное в плане помещение с четырьмя свободно стоящими колоннами, которые несут покрытие, расчлененное на девять секций.
    Центральная, как правило, имеет форму шатра или многогранного свода, периметральные — оводы различной формы: цилиндрические, крестовые, сомкнутые, зеркальные, а также сталактитовые и плоские каменные покрытия, осуществленные в угловых секциях. Внутренние колонны и покрытия секций расчленяют интерьер гавита на различные по форме и величине объемы, композиционно группирующиеся вокруг центрального, увенчанного шатром. Конструктивно-художественная форма покрытий составляет основное архитектурное убранство интерьера гавита.
Планы и разрезы
Планы и разрезы
1 — гавит церкви Григория в Агарцине, X I I— XIII вв.; 2 — гавит Шхмурада, XIII в.; 3 — гавит Аракелоц в Геташене, XIII в.; 4 — гавит Мшкаванка, середина XIII в.; 5 — гавит Аратеса, 1270 г., зодчий Сиранес; 6 — трапезная Кобайра, XII—XIII вв.; 7 — гавит церкви Оромайра в Узунларе, 1220 г.; 8 — южный гавит церкви Аракелоц в Ани, XIII в.; 9 — книгохранилище Ахпата, третья четверть XIII в.; 10 — трапезная Агарцина, 1248 г., мастер Минае
    Видоизмененный тип четырехстолпного гавита представляют собой гавиты церквей Айраванка на Севане (XII—XIII вв.) и Шхмурада (XIII в.). В них отсутствуют три периметральные секции, что приблизило центральную секцию с шатровым покрытием к церкви. Здесь создан был новый тип с двумя свободными опорами.
    Иную композицию имели бесстолпные залы, в которых покрытие состояло из двух пар взаимно перекрещивающихся арок, опиравшихся на пристенные устои и стены. При такой системе, значительно увеличивавшей высоту помещения, достигалось полное объединение внутреннего пространства и создавалась высокая художественная выразительность при максимальной облегченности конструктивной формы. Подобная композиция осуществлена в квадратных в плане гавитах Аракелоца в Геташене (XIII в.) и Хоракерта (1252 г.), арки перекрытий которых опираются на пристенные устои.
     Система перекрещивающихся арок применялась в различных по форме и размерам сооружениях, что дало возможность выработать новые конструктивные и художественные композиции.
    В гавитах церкви Ншана в Ахпате (перестроен в 1209 г.), Мшкаванка (середина XIII в.) и Гандзасара (1266 г.) значительные размеры и продолговатая форма помещения определили необходимость устройства двух свободно стоящих опор. Это позволило перекрыть квадратную часть перекрещивающимися арками, а узкую боковую — по типу боковых секций обычного четырехстолпного гавита. Индивидуальную особенность гавита церкви Ншана в Ахпате составляет повторение перекрещивающихся арок два раза по высоте; благодаря своей конструктивной логике эта система оказалась способной придать интерьеру легкость, изящество и большую художественную выразительность.
    При небольших размерах прямоугольного помещения применяли иное сочетание перекрещивающихся арок. В гавите Аратеса (1270 г.; зодчий Сиранес) имеется только три арки: две параллельные на широкой стороне и одна, перпендикулярная к ним, на узкой стороне. В месте пересечения арок помещен световой проем, оформленный в виде сталактитового шатра.
    Кроме расположения перекрещивающихся арок параллельно стенам, известны примеры и диагонального их расположения. В маленьком гавите церкви Оромайра в Узунларе (1220 г.) квадратное в плане помещение перекрыто двумя арками, переброшенными с угла на угол. В южном гавите церкви Аракелоц в Ани (XIII в.) диагонально расположенные пересекающиеся арки повторены два раза по длине, что дало новую разновидность этой конструктивной системы покрытия.
    Перекрещивающиеся арки применялись не только в квадратных, но и в круглых в плане перекрытиях; в этих случаях число арочек доводилось до шести. Такое число арочек, образующих в плане шестиконечную звезду, имеет перекрытия центральных секций гавитов Арзакана (XIII в.) и Хоранашата (1251 г.). Конструктивно шестиарочная сетка более сейсмоустойчива, чем четырехарочная, а в художественном отношении она более выразительна.
    Существенно отличается по композиции от вышеописанных примеров гавит церкви Аствацацин в Санаине (1211 г.), имеющий форму базиликального зала. Его квадратный в плане интерьер разделен приземистыми аркадами на три нефа, которые перекрыты сводами с тремя круто поднимающимися снаружи двускатными крышами, придающими этому сооружению большое своеобразие.
Хоранашат. Гавит, XIII в. Фрагмент перекрытия центральной секции
Хоранашат. Гавит, XIII в. Фрагмент перекрытия центральной секции
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому