Монастыри. Хачкары
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура XII—XIV вв.
В XII—XIV вв. монастырские архитектурные ансамбли получили свое наивысшее развитие. В это время не только расширялись существующие, но и основывались многочисленные новые монастыри, отличающиеся особой композицией своего ансамбля. Большое значение имел рельеф местности, использование которого значительно усиливало архитектурную выразительность монастырского комплекса. В этом отношении показательны Сагмосаванк и Ованнаванк, помещенные на краю обрыва каньона реки Касах, на возвышенных точках, доминирующих над прилегающим районом. Особенно выразительны эти ансамбли при обозрении с противоположной стороны ущелья.
В монастырях с небольшим числом крупных построек, например в Гандзасаре, Хоракерте, Хоранашате, основную группу сооружений составляют расположенные на одной оси храм и гавит, которым подчинены вспомогательные сооружения комплекса, включая и небольшие часовни.
Сагмосаванк, XIII в. Общий вид основной группы сооружений с юга
Санаин, X—XIII вв. Общий вид основной группы сооружений с юго-запада
Более сложная композиция свойственна крупным ансамблям, таким, как Нор-Гетик, Кечарис, Ахпат, Санаин, Гегард и др. Однако не во всех случаях здесь достигалось полное единство и согласованность второстепенных сооружений с главным. Примером могут служить Нор-Гетик и Нораванк, в которых многоярусные сооружения (в первом — колокольня, во втором — церковь Аствацацин) своей высотой и объемом спорят с главным храмом и умаляют его главенствующее значение.
Монастырские комплексы
I — Кечарис, XI—XIII вв. (план основной группы); 2 — Сагмосаванк, XIII в. (план); 3 — Нор-Гетик, XII—XIII вв. (план основной группы); 4 — Хоракерт, XIII в. (план и продольный разрез); 5 — Санаин, X—XIII вв. (поперечный разрез и план основной группы)
I — Кечарис, XI—XIII вв. (план основной группы); 2 — Сагмосаванк, XIII в. (план); 3 — Нор-Гетик, XII—XIII вв. (план основной группы); 4 — Хоракерт, XIII в. (план и продольный разрез); 5 — Санаин, X—XIII вв. (поперечный разрез и план основной группы)
Это избегнуто в Кечарисе, где основные сооружения своим расположением образуют прямой угол, вершину которого занимает собор. Будучи самым большим и высоким из всех сооружений, он служит главной вертикалью ансамбля, которой подчинены объемы всех остальных зданий.
Единый архитектурный организм составляют сооружения Санаина, сгруппированные вокруг церкви Аствацацин. В нем, несмотря на четырехвековой период его строительства, удачное расположение отдельных элементов создало большую уравновешенность ансамбля. Высоко поднимающиеся массивы колокольни и церкви Аменапркич, расположенных по концам диагонали, проходящей через церковь Аствацацин, уравновешиваются объемами гавита церкви Аменапркич и библиотеки, помещенных на концах другой диагонали, перпендикулярной к первой.
Единство и компактность асимметричного комплекса достигнуты в результате последовательного учета каждым позднейшим зодчим уже существовавшего ансамбля и согласования с ним всех вновь возводимых сооружений, а также частичного изменения церкви Аствацацин. Помещенные в отдалении на местных возвышенностях с одной стороны часовня Саркиса, а с другой — небольшая церковь Карапета выявляют масштаб и усиливают выразительность ансамбля Санаина.
Монастырские комплексы
1 — Ахпат, X—XIII вв. (генеральный план и поперечный разрез гавита церкви Ншана); 2 — Гегард, XIII в. (генеральный план)
1 — Ахпат, X—XIII вв. (генеральный план и поперечный разрез гавита церкви Ншана); 2 — Гегард, XIII в. (генеральный план)
Ахпатский комплекс сооружений менее собран. Расположение некоторых зданий изолированно, вне прямой связи с основным, лишает ансамбль того характера единого архитектурного организма, сформированного вокруг главного храма, который присущ, например, Санаину. В то же время некоторые помещения (книгохранилище, галерея) из-за крутого рельефа участка частично скрыты в земле, почему по внешнему облику комплекса нельзя составить представления о его грандиозности.
Примерно то же характерно и для комплекса сооружений Гегарда, славящегося своей высокохудожественной скальной архитектурой. Только главная церковь (1215 г.) и ее гавит (1225— 1230 гг.) являются наземными сооружениями, которые умело вписаны в крутые склоны скальных массивов, образующих живописное ущелье реки Гарни. Первая и вторая пещерные церкви (1283 г.; зодчий Галдзак), верхний гавит (пещерная усыпальница) Папака и Русуканы (1288 г.) и ряд небольших помещений высечены в массиве горы и расположены на разных уровнях; поэтому они не участвуют во внешнем облике ансамбля.
Архитектурно оформленные по типу наземных сооружений, они богато украшены скульптурной резьбой. Особенно интересны ниша южной стены второго храма, декоративное оформление куполов скальных помещений, а также южный портал главного храма и потолки его гавита: сталактитовый и плоские каменные. Ценность Гегарда составляют мастерски выполненные скальные помещения, тесно связанные композиционно с наземными зданиями и сооружениями.
В XII—XIV вв. основным типом памятника мемориальной архитектуры оставался хачкар, получивший теперь богатую ажурную орнаментацию, обычно геометрическую. Примеры — хачкары Нор-Гетика (1291 г.; мастер Павгос), Нораванка, Санаина, Бджни, Арича, Ахпата. Для придания хачкарам большей архитектурной выразительности их помещали на высоких пьедесталах и завершали карнизом, защищавшим узор от атмосферных осадков.
Санаин. Хачкар Амазаспа, XIII в.
Санаин. Интерьер школы, X-XI вв.
Богатые, украшенные аркатурой пьедесталы имеют санаинские хачкары Курда Хориншаха (начало XIII в.) и Тугеворда (1184 г.). Известны приемы постановки хачкаров группами числом в три — пять и более (Егвард, Бджни, Сагмосаванк) и в специально возведенных нишах (Сагмосаванк, Ованнаванк, Хцконк). В Ахте подобная ниша совмещена с небольшой часовней (1263 г.), что привело к созданию своеобразного типа мемориального сооружения.
Архитектурная форма хачкара применялась и в памятниках, воздвигавшихся в ознаменование различных событий в жизни Армении. Например, амбердский хачкар (1200 г.) был поставлен в связи с освобождением крепости от врагов, в Санаине один — по случаю возведения моста (1192 г.), другой — гостиницы (1205 г.), а в Ахпате — в честь парона Садуна (1273 г.) за его благотворительную деятельность.
Отражая художественную культуру эпохи, монументы типа хачкаров являются оригинальными и самобытными памятниками Армении, свидетельствующими о высоком мастерстве резчиков по камню.
Значительные успехи были достигнуты и резчиками по дереву. Произведением высокого мастерства является резная деревянная дверь церкви Аракелоц монастыря Севан (1557 г.), выполненная под влиянием композиции хачкаров. Архитектурные элементы и фигуры людей и животных мастерски вкомпонованы здесь в растительно-геометрический орнамент.
Интересны двери церквей Варагаванка и Карапета в Муше (обе XIII в.) с резными геометрическими фигурами, образующими звездчатый орнамент. Наличник двери церкви Карапета в Муше по аналогии с обрамлением стенной ниши (патухана) жилого дома Двина XIII в. обогащен фигурами бегущих животных. Приведенные примеры показывают уменье народных мастеров покрывать ювелирной резьбой поверхности деревянных деталей.
Севан. Церковь Аракелоц, 1557 г. Деревянная резная дверь