Церкви Рипсиме, Марине, Григория - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Церкви Рипсиме, Марине, Григория

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура XII—XIV вв.
    Культовая архитектура XII—XIV вв. находилась под сильным влиянием светской, интенсивное развитие которой особенно отразилось на стройности храмов и их декоративном убранстве. Общераспространенными типами были купольные залы и крестовокупольные церкви, имеющие двухэтажные приделы сравнительно небольших размеров.
    Стремление придать этим зданиям величественный облик заставило пойти на изменение пропорций и усиление декора. Сооружения получили значительную высоту, которая подчеркивалась аркатурой на близко расположенных тонких полуколонках и ажурно-орнаментальной резьбой, выполнявшейся в духе декоративного убранства светских зданий.
Ани. Церковь Рипсиме Девичьего монастыря, XIII в. Общий вид с юго-востока
Ани. Церковь Рипсиме Девичьего монастыря, XIII в. Общий вид с юго-востока
Ани. Планы церквей
Ани. Планы церквей
1 — Рипсиме Девичьего монастыря, XIII в.; 2 — Григория рода Тиграна Оненца, 1215 г.
    Показательным примером может служить церковь Рипсиме Девичьего монастыря в Ани (XIII в.), отличающаяся сильно подчеркнутой высотностью. Интерьер этого крошечного здания состоит из круглой центральной части (диаметр — 2,05 м), обрамленной шестью высокими подковообразными апсидами, имеющими извне вид пучка вытянутых декорированных аркатурой полуцилиндров, поддерживающих купол с повышенным зонтичным покрытием. В соответствии с общими пропорциями выполнен и украшающий здание резной геометрическо-растительный орнамент.
    Зально-купольная церковь Марине в Аштараке (1281 г.) также отличается значительной высотой. В отличие от нижнего объема, имеющего спокойные пропорции, небольшой по диаметру барабан купола сделан высоким, десятигранным, с узкими окнами и колонками на стыках граней и заостренным пирамидальным покрытием.
    К числу выдающихся культовых сооружений Ани относится церковь Григория, выстроенная Тиграном Оненцем в 1215 г. по типу купольного зала с двухэтажными приделами. План сооружения компактен. Однако украшающие основной объем и 16-гранный купол тонко прорисованные декоративные аркатуры на парных полуколонках, вытянутые в высоту треугольные фасадные ниши, повышенные пропорции фронтонов и конусного покрытия купола, профили карнизов — все это подчеркивает высотный характер сооружения.
Аштарак. Церковь Марине, 1281 г. Общий вид с юго-востока
Аштарак. Церковь Марине, 1281 г. Общий вид с юго-востока
Ани. Церковь Григория рода Тиграна Оненца. Фрагмент аркатурного фриза
Ани. Церковь Григория рода Тиграна Оненца. Фрагмент аркатурного фриза
    Антрвольты и арки аркатур заполнены мелкой орнаментальной резьбой с изображением зверей и птиц, создающей своеобразный декоративный пояс, хорошо гармонирующий с орнаментированным поясом купола, помещенным выше аркатуры. В интерьере церкви дробное членение объемов и профилировка купольных опор также подчеркивают вертикальную направленность здания. Стены богато украшены фресками на религиозные и светские сюжеты (выезд царя Трдата III, его суд и пр.) и орнаментом, имитирующим декоративные ткани, применяемые в интерьерах жилых домов.
Ани. Церковь Григория рода Тиграна Оненца, 1215 г. Общий вид с северо-востока
Ани. Церковь Григория рода Тиграна Оненца, 1215 г. Общий вид с северо-востока
Ани. Церковь Григория рода Тиграна Оненца, 1215 г. интерьер (слева — алтарь XIX в.)
Ани. Церковь Григория рода Тиграна Оненца, 1215 г. интерьер (слева — алтарь XIX в.)
    Другой характер имеет зально-сводчатая часовня Григория в монастыре Нор-Гетик (1237 г.). Стремление придать среднему по величине прямоугольному в плане сооружению черты большого здания заставило зодчего пойти на независимое от интерьера оформление фасадов. Южный, продольный фасад декорирован семиарочной аркатурой, композиционно увязанной с торцовыми фасадами, из которых западный, наподобие дворца парона в Ани, украшен двухъярусным порталом, что как бы отражает двухэтажное здание. Наряду с этим, архитектурные детали имеют крупную профилировку, говорящую об ограниченных размерах здания. В убранстве церкви Григория наиболее выразителен портал входа, в особенности его тимпан, который покрыт мелкой орнаментальной резьбой, свидетельствующей о высоком уровне декоративного искусства Армении XIII в. Аналогичную резьбу имеют и некоторые другие церкви, в частности церковь Григория в Татеве (1295 г.).
Нор-Гетик. Часовня Григория, 1237 г. Общий вид с запада
Нор-Гетик. Часовня Григория, 1237 г. Общий вид с запада
    В отличие от описанных, большинство провинциальных, как правило, монастырских, церквей типа крестовокупольных и купольных залов, имеет более скромное убранство, характерное для культовых сооружений предшествующего периода.
    В церквах Аствацацин в Нор-Гетике (1191 —1196 гг.; зодчий Мхитар), Арутюна в Кечарисе (1220 г.), Сиона в Сагмосаванке (1215 г.), Григория в Нораванке (1221 г.), большой церкви в Аратесе (середина XIII в.) и многих других декоративное убранство имеется лишь на фасадных нишах и вокруг оконных и дверных проемов, что отвечает общему спокойному характеру этих сооружений.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому