Армения XV—XIX вв. Развитие
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура XV—XIX вв.
Монгольское владычество, длившееся 120 лет и принесшее народам Закавказья неисчислимые бедствия, сменилось в середине XIV в. господством враждовавших между собой различных ханов и беков. В конце XIV в. Армения была опустошена набегами Тимура, после чего она стала ареной вековой борьбы между кочевыми туркменскими племенами кара-коюнлу и ак-коюнлу. В начале XVI в. Армению захватил Сефевидский Иран, однако вспыхнувшая вскоре война между ним и Османской Турцией, распространившей после завоевания Малой Азии, Балкан и Крыма свое влияние на Восток, привела в середине XVI в. к ее разделу.
Периодические столковения, приносившие успех то Ирану, то Турции, продолжались и в дальнейшем. Неоднократные попытки армян добиться освобождения от иноземных угнетателей путем переговоров с западноевропейскими странами, которые они вели начиная с середины XVI в., оставались безрезультатными. Не принесли успеха и прямые вооруженные выступления (в союзе с грузинами, а также самостоятельно под руководством Давид-бека) в XVIII в. Только в начале XIX в. присоединение восточных областей Армении к России принесло им долгожданное освобождение от персидского ига.
Период с XV до начала XVII в. был неблагоприятным для социального и культурного развития армянского народа. Уничтожение армянской феодальной знати и сопутствовавшие непрерывным войнам массовые насильственные переселения и истребление армянского народа привели к экономическому упадку страны. Царивший в стране произвол превратил трудовое население, истощенное налогами и различными повинностями, в бесправных рабов и породил в XVII—XVIII вв. социальные движения, направленные против ига иноземных и местных угнетателей.
Значительно усилилась эмиграция из страны, способствовавшая не только расширению существовавших, но и образованию новых армянских колоний в России, Западной Европе и Индии. Это было время систематического уничтожения армянской культуры. Тем не менее, невзирая на тяжелые испытания, армянский народ прилагал все силы к ее сохранению. В начале XV в. большую роль в этом отношении сыграла высшая школа в Татеве (1345— 1415 гг.), продолжившая традиции Гладзорского университета (1280—1338 гг.).
Строительство в стране фактически было приостановлено. За 120-летний период лишь в первой половине XV в. с большим трудом было возведено четыре храма. Только в середине XVII в., в период временного затишья, связанного с договором между Ираном и Турцией, возобновилось развитие торгового капитала и оживилось прерванное строительство.
В более благоприятных условиях находились армянские колонии, в которых фактически продолжалось развитие армянской культуры. Крупным событием явилась организация в Венеции армянской типографии, выпустившей в 1512 г. первую печатную книгу на армянском языке. В XVII—XVIII вв. армянские типографии имелись во многих европейских городах, а открытая в 1639 г. в Новой Джульфе была первой на всем Востоке.
От XVII—XVIII вв. сохранились труды армянских ученых по истории, медицине, естествознанию, математике. Большое развитие получила в это время ашугская песня, заменившая средневековую поэзию.
В искусстве продолжали сохраняться традиции прошлых времен, однако длительное господство завоевателей отразилось на характере и ходе его развития. Миниатюра Татевской школы XVII—XVIII вв. отличается колоритностью и декоративностью, применением разнообразного геометрического и растительного орнамента. В Ахтамарской школе XVIII в. заметно проникновение черт, характерных для лубка, а в Каринской — уклон в сторону декоративности.
В монументальную церковную живопись XVIII в. проникают светские, реалистические черты. Таковы, например, росписи в соборе Эчмиадзина. Позднее зарождается портретная живопись, становящаяся в середине XIX в. основным жанром армянского изобразительного искусства.
Скульптура носила декоративно-прикладной характер. Получила распространение орнаментальная резьба по камню, в особенности на хачкарах. Наивысшего расцвета она достигла в памятниках Джуги. Появились новые виды надгробий в виде фигур животных, в основном баранов, и лежачего параллелепипеда, декорированного орнаментом и бытовыми сценами, нередко с портретом захороненного (надгробие из села Норадуз вблизи Нового Баязета, ныне Камо) .
Прерванное нашествием Тимура строительство возобновилось только спустя 300 лет, в XVII в. В восстанавливаемых поселениях возводились новые, в основном жилые, общественно-коммунальные и производственные, реже культовые здания; строились мосты и дороги. В архитектуре этого периода заметно влияние позднеиранского искусства, особенно выражавшееся в декоре сооружений.
Основным строительным материалом служил естественный камень — туф и базальт, как правило, грубо околотый и лишь в некоторых случаях чисто отесанный. Широкое применение получил плоский квадратный кирпич, сырцовый и обожженный. В качестве вяжущего служили известковый и глиняный растворы.
Кладка каменных стен велась по древнему способу — с забуткой промежутка между лицевыми камнями раствором с утопленным в нем камнем. В кирпичной кладке точно соблюдалась перевязь швов. Проемы завершались стрельчатыми, реже полуциркульными арками. Капитальные сооружения перекрывались сводами; в массовом строительстве перекрытия, как правило, укладывались по деревянным балкам. Интерьеры художественно отделывались гажевым раствором, балконы и двери украшались резьбой по дереву.