Строительство. Церкви. Монастыри. Колокольни. Города - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Строительство. Церкви. Монастыри. Колокольни. Города

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура XV—XIX вв.
Мугни. Церковь Георгия, 1661—1669 гг., зодчие Саак и Мурат. Общий вид с юго-запада
Мугни. Церковь Георгия, 1661—1669 гг., зодчие Саак и Мурат. Общий вид с юго-запада
    Строительная деятельность в этот период развертывалась главным образом на территории Восточной Армении, через которую пролегали основные торговые пути. Культовое зодчество, так же как во времена Захаридов и в Киликийском армянском государстве, не играло главенствующей роли в развитии архитектуры.
    Общераспространенным типом храма была известная с V в. трехнефная базилика восточного типа, как, например, церковь Аствацацин монастыря Севан и Зоравар в Ереване (обе XVII в.).
    Размеры сооружений относительно небольшие. Интерьер разделен двумя парами устоев крестового или квадратного сечения, на нефы, завершенные с востока полуцилиндрической апсидой с приделами по сторонам. Перекрытие — полуциркульные своды; покрытие — двускатное. Стены сложены из чисто отесанного камня. Во многих зданиях, например в церкви Минаса XVII в. в Алидзоре, из такого камня выполнены только конструктивно ответственные части — углы, устои, арочные перекрытия, тогда как стены сложены из грубо околотого с лица камня, нередко булыжника.
    Реже строились купольные базилики, как, например, церковь Катогике в Ереване, крестовокупольные базилики, как церковь Георгия в Мугни (1661 —1669 гг.; зодчие Саак и Мурат), церковь Аствацацин (вторая половина XIX в.) в Александрополе (ныне Ленинакан) и купольный зал, осуществленный в перестроенной в 1694 г. церкви Шогакат в Эчмиадзине. Из указанных типов широкое распространение в XIX в. получила крестовокупольная базилика.
Мугни. Церковь Георгия, 1661—1669 гг., зодчие Саак и Мурат. Портал южного входа
Мугни. Церковь Георгия, 1661—1669 гг., зодчие Саак и Мурат. Портал южного входа
Мугни. Церковь Георгия, 1661—1669 гг., зодчие Саак и Мурат. План
Мугни. Церковь Георгия, 1661—1669 гг., зодчие Саак и Мурат. План
    В церквах XVII—XIX вв. сохранена преемственная традиция, и в то же время появились новые индивидуальные особенности. Куполам придавалась разнообразная форма. Большой купол церкви Георгия в Мугни имеет круглый барабан, завершенный зонтичной кровлей. Двенадцатигранный барабан церкви Шогакат в Эчмиадзине увенчан шатровым покрытием, а такой же барабан церкви Катогике в Ереване — зонтичным.
    Основное декоративное убранство сосредоточивалось на входных порталах. Интересен по композиции тонкий и пластичный резной декор порталов церкви 1664 г. села Лор близ Сисиана и церкви Георгия в Мугни, составленный из чередующихся полос различных геометрических плетенок и мелких четырехлистников. В церкви Лора применен орнамент из пышной листвы и ваз, типичный для западноевропейского барокко; его появление можно объяснить торговыми связями Армении с Европой. Интерьеры церквей оштукатуривались. Роспись осуществлялась в редких случаях, как, например, в церкви Георгия в Мугни и в Эчмиадзинском кафедральном соборе.
Лор близ Сисиана. Церковь, 1664 г. Тимпан портала
Лор близ Сисиана. Церковь, 1664 г. Тимпан портала
Планы гавитов
Планы гавитов
1 — церкви Аствацацин в Варагаванке, XVII в.; 2 — церкви Креста на острове Ахтамар, 1763 г.
    Гавиты строились редко. Обычно они были четырехстолпного типа, с равными по площади и высоте секциями, перекрытыми крещатыми сводами и куполами на парусах. Таковы гавиты XVII—XVIII вв. монастырей Варагаванка и Нарекаванка и гавит 1763 г. церкви Креста на острове Ахтамар озера Ван.
    Как характерное явление следует отметить возведение перед западными фасадами храмов трехарочных галерей типа церкви Георгия в Мугни и Зоравар в Ереване. Открытые арочные галереи пристраивались и к более древним храмам (церковь Гаяне в Эчмиадзине), а также к гавитам (монастырь Варагаванк).
Эчмиадзин. Колокольня кафедрального собора Эчмиадзин, 1653—1658 гг. Общий вид с юга
Эчмиадзин. Колокольня кафедрального собора Эчмиадзин, 1653—1658 гг. Общий вид с юга
    Широкое распространение получило строительство колоколен, примыкавших к храмам также с запада. Обычно — это облегченные двух-, трехъярусные вышки, завершенные 6—12-колонными ротондами, используемые одновременно как небольшие паперти; таковы колокольня 1790 г. церкви Рипсиме в Эчмиадзине и колокольня 1653—1658 гг. храма Эчмиадзин там же. В Церкви Георгия в Мугни и церкви Шогакат в Эчмиадзине ротонды колоколен совмещены с арочными галереями, а в церкви Марине в Аштараке — с самым храмом. В единичных случаях сооружались колокольни древнего типа, такие же, как в XIII в. Такова колокольня XVII в. в Карпи, имеющая высокий глухой нижний объем; особенностью ее является также то, что она примыкает к восточному фасаду храма.
    Монастырское строительство XVII—XVIII вв. в основном сводилось к восстановлению существовавших сооружений. Наиболее крупные работы были осуществлены в монастырях Эчмиадзине и Татеве. В последнем в XVII—XVIII вв. были не только реставрированы оборонительные стены с двумя круглыми башнями, но и заново отстроены двухэтажные жилые корпуса с подвалами, монастырская столовая с хлебопекарней и кухней, обширные конюшни, складские и различные другие помещения. В примыкающем к ограде с востока саду появилась небольшая баня, повторяющая тип бань X—XIII вв., а на северной стороне — обширная маслобойня.
    Возникавшие в редких случаях новые монастыри, например Анапат (XVI—XVII вв.) в селе Вех Капанского района, состояли из минимального числа сооружений. Лучшим среди новых был монастырь Татевимец анапат, построенный вблизи Татева в начале XVII в. и представлявший собой неприступную крепость. Прямоугольная территория монастыря обнесена высокой толстой крепостной стеной с обходной консольной галереей наверху и башнями на четырех углах. Базиликальная церковь с шестью столбами, трехарочной галереей с запада и небольшой купольной часовней с севера помещена в центре внутреннего двора, огражденного многочисленными кельями, комнатами для паломников и служебными помещениями, которые при необходимости могли образовать вторую линию обороны.
    Вызванное развитием международной торговли экономическое оживление, имевшее место в Восточной Армении в XVII—XVIII вв., способствовало развитию городских поселений. После падения Ани и Двина, разрушенных многократными осадами и землетрясениями, на первое место выдвинулся Ереван — резиденция иранских наместников — бейлербеев. Крупными городами были Ерзнка, Карин, Карс, Баязет, Ван, Муш и др.
    Особенно быстрое развитие получила Джуга, превратившаяся за короткий срок в богатый торговый город. Она имела характерную для средневековых городов скученную застройку, что было вызвано ограниченными размерами территории, защищенной с продольных сторон отвесным горным склоном и берегом реки Аракса, а с узких — крепостными стенами.
    Иную планировку имели города административного характера, в основном связанные с сельским хозяйством. Как правило, они занимали большую территорию, не ограниченную крепостными стенами. Таков был, например, Ереван. На доминирующей возвышенности располагалась крепость — резиденция местного правителя, вблизи которой находилась главная городская площадь, окруженная зданиями торгово-ремесленного и коммунального назначения. В крупных городах существовали и небольшие площади различного назначения. В Ереване одна из площадей — Файла-базар — служила биржей по найму поденных рабочих. Узкие и кривые улицы обычно были глухие, с редко встречающимися воротами — входом, который вел в огражденную усадьбу с помещенным в глубине одноэтажным домом для одной семьи, двором и садом-огородом.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому