Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура IX-XI вв.
    В области культового зодчества начальный этап владычества Багратидов характеризуется преемственным развитием старых традиций. Памятники этого периода близки к памятникам доарабского времени. Но параллельно с этим шли поиски новых архитектурных форм, которые должны были лучше отвечать новым условиям, создавшимся после освобождения Армении от ига арабского халифата.
    К наиболее ранним храмам этого периода относятся памятники бассейна озера Севан и районов, прилегающих к нему с юга. Здесь распространенным типом были небольшие по размеру и простые по композиции сооружения — тетраконхи и триконхи, в большинстве своем возводившиеся из грубо отесанных каменных блоков.
    В церкви Айраванка на Севане (конец IX в.) внутренняя форма тетраконха полностью выявлена во внешнем объемном выражении. Более сложную внешнюю форму имеет главная церковь монастыря Ваневана (903 г.) Это также тетраконх, но уже с двумя приделами по сторонам восточной апсиды, вписанными в прямоугольный внешний контур здания. Органическое включение приделов в композицию здания привело к значительным изменениям наружных объемов.
Планы церквей
Планы церквей
1 — Айраванка на Севане, конец IX в.; 2 — главной Ваневана, 903 г
Планы церквей
Планы церквей
1 — в Ацарате, 898 г.; 2 — Аракелоц на острове Севан, конец IX в.; 3 — Ованнеса в Варагаванке, конец IX в.; 4 в Шогуагаванке, 877—886 гг.
    Аналогичные видоизменения наблюдаются и в сооружениях типа триконха. В церкви в Ацарате (898 г.) в отличие от Айраванка апсиды снаружи ограждены прямыми стенами, которые в целях экономии кладки расположены не по геометрически правильной форме креста, а под тупым углом, что лишило сооружение достаточной четкости и стройности; это избегнуто в памятниках острова Севан (конец IX в).
    Дальнейшее развитие триконха шло по линии увеличения числа приделов и упрощения внешнего объема здания. В главном храме Нарекаванка и церкви Ованнеса в Варагаванке (обе конца IX в.), возведенных на южном побережье озера Ван, триконхи имеют внешне прямоугольный объем, что достигнуто устройством в восточной половине здания двух приделов, а в западной — двух глубоких сводчатых ниш, объединенных с западным прямоугольным рукавом.
    В церквах в Котаванке (конец IX в.) и Шогуагаванке (877—886 г.) вместо ниш устроены обычные приделы. Внешний объем полностью отражает внутреннюю структуру здания. Храм в Котаванке имеет характерный для доарабского зодчества четкий объем, оттеняющий значение продольной оси сооружения. В церкви Шогуагаванка крестообразная форма плана интерьера и наличие четырех приделов не только определили равнозначное строение фасадов, но и подчеркнули центричность купольного сооружения, имеющего равномерно сгруппированные объемы вокруг вертикальной оси.
    Индивидуальная особенность, повышающая значение церкви в Шогуагаванке, — наличие на всех, кроме западного фасадах богато обработанных, в отличие от интерьера, трех вертикальных ниш сложного плана (состоят из двух полукруглых ниш по краям и треугольной по середине). Такого сочетания ниш и построения фасада нигде больше в памятниках армянского зодчества не встречается.
Планы церквей
Планы церквей
1 — Аствацацин в Варагаванке, X в.; 2 — Креста на острове Ахтамар, 915—921 гг., арх. Мануэл
    Храмы в Котаванке и Шогуагаванке представляют собой новый тип культового здания, выработанный в процессе развития от простого триконха до триконха с приделами в четырех углах.
    Кроме различных по композиции триконхов и тетраконхов в IX — начале X вв. возводились также более сложные здания, воспроизводившие, как правило, типы сооружений, разработанные армянскими зодчими еще в VI—VII вв. Таковы, например, сооруженные по типу Рипсиме в Вагаршапате церкви Аствацацин в Колатаке и в Варагаванке.
    В храме Креста на острове Ахтамар (озеро Ван) композиция Рипсиме дана в иной интерпретации, повысившей художественное значение сооружения. Храм выстроен архитектором Мануэлом в 915—921 гг. одновременно с дворцовыми и портовыми постройками. В отличие от Рипсиме в храме Креста отсутствуют западные приделы, что при небольших, узких восточных приделах не только придало зданию более вытянутую с запада на восток форму, но и четко выявило снаружи его внутреннюю структуру.
    Расположенные в углах средокрестия трехчетвертные ниши обработаны снаружи многогранниками, так же как и поперечные ветви креста, что создало некоторую дробность внешних объемных масс. Здание увенчивает широкий 16-гранный барабан, имевший изначально, по исследованию И. Орбели, шлемовидную форму покрытия.
Остров Ахтамар. Церковь Креста, 915—921 гг.; арх. Мануэл. Общий вид с юга; колокольня — 1820 г.
Остров Ахтамар. Церковь Креста, 915—921 гг.; арх. Мануэл. Общий вид с юга; колокольня — 1820 г.
Остров Ахтамар. Церковь Креста. Фрагменты интерьера южной апсиды
Остров Ахтамар. Церковь Креста. Фрагменты интерьера южной апсиды
Остров Ахтамар. Церковь Креста. Фрагменты восточного фасада
Остров Ахтамар. Церковь Креста. Фрагменты восточного фасада
    Особенность храма составляют богато декорирующие стены рельефы и росписи, насыщенные реалистическими мотивами. Рельефы расположены как отдельными пятнами, так и лентами, опоясывающими здание на разных отметках, даже под карнизами. Они изображают сцены из светской жизни, из библии, звериный и растительный орнамент. Большой интерес представляют рельефные фигуры царя Гагика Арцруни, держащего в руках модель храма и пирующего в виноградном саду. По насыщенности декором храм Креста является уникальным памятником армянской архитектуры. Есть основание предполагать, что рельефы храма Креста оказали влияние на развитие декоративного убранства памятников владимиро-суздальского зодчества XII—XIII вв., в частности Дмитриевского собора во Владимире.
    В северных районах Армении строительство культовых сооружений возобновилось несколько позднее, чем в южных, — в IX— начале X в. Здесь воспроизводился преимущественно тип купольного зала. Таков, в частности, храм в Ширакаване (древний Еразгаворс), столице царства Багратидов, выстроенный во времена Смбата I (890—914 гг.). Отличие этого сооружения от подобных храмов VI—VII вв., например в Птни и Аруче, заключается в незначительных деталях композиции и декоративного убранства. Так, треугольные ниши имеются не только на восточном, но и на северном и южном фасадах; изменилось и назначение ниш, ставшее не столько конструктивным, сколько декоративным. В характере декора проявились черты нового стиля, в частности, получила применение прямоугольная форма орнаментальных обрамлений оконных проемов, орнаментация тромповых наверший фасадных ниш и т.д.
    Не менее показательно воспроизведение в кафедральном соборе Аракелоц (Апостолов) в Карсе, выстроенном в царствование Абаса Багратуни (928—953 гг.), центральнокупольного здания типа церкви Иоанна в Мастаре. В отличие от нее купол собора в Карсе более декоративен. Он украшен аркатурой, еще несколько тяжеловесной. В антрвольтах ее арок, на стыках граней купола, помещены барельефы с изображениями человеческих фигур. Общая композиция здания, его конструктивные и декоративные особенности роднят его с памятниками архитектуры VII в.
    Таким же характером отличаются все культовые сооружения, возведенные ранее середины X в., пока столица Армении не была перенесена в Ани. Бурное развитие этого нового политического и культурного центра страны определило новый, отличныи от предшествующих времен характер развития архитектуры.
Карс. Церковь Аракелоц, 928—953 гг. Общий вид с юго-запада
Карс. Церковь Аракелоц, 928—953 гг. Общий вид с юго-запада
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому