Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церковь Григория рода Абугамренц, церковь Спасителя - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церковь Григория рода Абугамренц, церковь Спасителя

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура IX-XI вв.
Ани. Кафедральный собор, 989—1001 гг., арх. Трдат. Общий вид с северо-востока
Ани. Кафедральный собор, 989—1001 гг., арх. Трдат. Общий вид с северо-востока
   Крупнейшим культовым сооружением второй половины X в. был кафедральный собор Ани. Эта купольная базилика представляет собой выдающееся архитектурное произведение как по совершенству конструкции, так и по декору и силе общего художественного воздействия. Согласно свидетельству историка Асогика, храм построен в 989—1001 гг. зодчим Трдатом, известным своими постройками в Аргине (дворцовый комплекс и собор, оконченные в 990 г.) и реставрацией купола Софии в Константинополе в 989 г.
    Для получения последней работы Трдатом были представлены "составленный с удивительным соображением план и приготовленная к нему модель здания", достоинства которых оказались бесспорными при сравнении их с предложениями архитекторов других стран.
    Возведенный в период наивысшего расцвета Анийского царства, собор призван был в формах монументальной архитектуры свидетельствовать о мощи Багратидов, что и определило его архитектурный образ, размеры и господствующее положение в ансамбле наибольшей новой территории столицы, ее юго-восточной части. Видимый с окружающих возвышенностей и из многих частей города, собор помещался в узле сходившихся к соборной площади улиц; наличие этих улиц определило устройство входов в собор в виде больших объемно выступающих порталов.
Ани. Кафедральный собор. Продольный разрез и план
Ани. Кафедральный собор. Продольный разрез и план
    Прямоугольный в плане объем здания (21,7X34,3 м) разделен внутри четырьмя пилонами сложного профиля, расположенными близко к наружным стенам, в силу чего боковые нефы потеряли свое самостоятельное значение — черта, нашедшая позднее широкое распространение в готике. По сторонам алтарной апсиды размещены небольшие двухэтажные приделы.
    Широкий, значительной высоты (20 м) средний неф доминирует над другими частями интерьера. Крестообразность композиции ясно подчеркнута повышенной высотой ветвей креста, а также четко выявлена в наружном объеме здания. Схема крестовокупольного сооружения преобладает здесь над базиликальной. Кафедральный собор Ани представляет собой последний этап преобразования базилики восточного типа в крестовокупольный храм.
    Выполненная под влиянием памятников VII в. внешняя обработка здания аркатурой, создающей своеобразный ритм, гармонически увязанный с архитектурными деталями (треугольные фасадные ниши, световые проемы, входные портики), способствует созданию величественного облика собора. Геометрическая орнаментальная резьба, украшающая архитектурные детали, и изящная аркатура придают сооружению богатство, большую стройность и легкость.
    Вертикальные пропорции здания, вытянутые колонки внешней аркатуры, разбивка внутренних устоев на пучки тяг, также вытянутых кверху и поддерживающих стрельчатые арки, — все здесь говорит о стремлении всячески подчеркнуть высотность композиции. Величественность интерьера значительно усиливается сопоставлением размеров и пропорций пилонов и аркатуры, обрамляющей низ алтарной апсиды, которая, будучи соразмерной человеку, дает понятие о масштабах сооружения.
Ани. Кафедральный собор. Интерьер с видом на алтарную апсиду
Ани. Кафедральный собор. Интерьер с видом на алтарную апсиду
Ани. Церковь Григория (Гагикашен), 1001 —1010 гг., арх. Трдат. Статуя Гагика c моделью храма
Ани. Церковь Григория (Гагикашен), 1001 —1010 гг., арх. Трдат. Статуя Гагика c моделью храма
    Строгие формы здания, украшенного высеченными в камне декоративными деталями, оказали решающее влияние на дальнейшее развитие архитектуры Армении. Собор Ани принадлежит к числу лучших произведений мировой архитектуры и является существенно важным для решения вопроса о восточных корнях происхождения романского и готического зодчества.
    Другим крупным культовым сооружением Ани является сохранившаяся в руинах церковь Григория (Гагикашен), выстроенная зодчим Трдатом в 1001—1010 гг. по заказу Гагика I Багратуни. По описанию Асогика, подтвержденному найденной при раскопках моделью церкви и реконструкцией Т. Тораманяна, Гагикашен является воспроизведением Звартноца не только по образу, но даже по размерам (наружный диаметр обоих зданий равен 35,75 м) и конструктивным особенностям.
    Характерное отличие анийской церкви — меньшие размеры придела, более частая расстановка оконных проемов и замена входных портиков наличниками. Орнаментальное убранство Гагикашена отражает время его возведения. Резной орнамент, в основном геометрический, тонкой кружевной работы сосредоточен на наружных стенах здания, которые декорированы богаче, чем интерьер.
    Большее, чем в Звартноце, число граней, вытянутые пропорции декоративных аркатур и окон фасада создают впечатление значительной высоты сооружения. Лучшим украшением здания была помещавшаяся снаружи на стене большая (высота 2,5 м) статуя Гагика I Багратуни, изображенного в красном халате с белой пышной чалмой на голове, держащего на вытянутых руках модель церкви.
    Одновременно с крупными храмами в Ани возводились и небольшие центрические многоярусные церкви, тесно связанные по своим плановым и конструктивным особенностям с аналогичными памятниками VII в., а по декоративному убранству — с современными им сооружениями Ани. Эти церкви представляют собой важную группу архитектурных памятников Армении.
    Наиболее ранний пример — церковь Григория рода Абугамренц в Ани (конец X в.), шестиапсидная внутри, 12-гранная снаружи, с треугольными нишами на стыках стен между апсидами. По сторонам алтарной апсиды имеются небольшие приделы, отраженные на фасаде выносом соответствующих граней, в которых для сохранения ритма предусмотрены мелкие ниши. Проемы обрамлены наличником из парных полуколон и архивольта; барабан декорирован своеобразной аркатурой из двух полувалов.
Планы церквей
Планы церквей
1 — Григория рода Абугамренц в Ани, конец X в.; 2 — Спасителя в Ани, 1036 г.; 3 — Саркиса в Хцконке, 1027 г.
    В церкви Григория рода Абугамренц ясно подчеркнута вертикальность композиции, отраженная в общих пропорциях и в трактовке отдельных деталей. Здание отличается лаконичностью и единством архитектурного образа с конструктивной основой. Дробность интерьера, подчеркнутая снаружи глубокими нишами, не нарушает цельности объемов. Декоративная обработка сдержанна и изящна.
Ани. Церковь Григория рода Абугамренц, конец X в. Общий вид с юга
Ани. Церковь Григория рода Абугамренц, конец X в. Общий вид с юга
Хцконк. Церковь Саркиса, 1027 г. Общий вид с юго-востока
Хцконк. Церковь Саркиса, 1027 г. Общий вид с юго-востока
    Церковь Спасителя в Ани (1036 г.; купол XIII—XIV вв.) — 19-гранная снаружи, восьмиапсидная внутри. Благодаря малой глубине апсид и большому диаметру купола достигнуто единство объема интерьера, что отражено и во внешней форме здания. Церковь Саркиса в Хцконке (1027 г.) имеет в плане форму вписанного в 20-гранник тетраконха с приделами в углах; купол увенчан зонтичной формой покрытия. Обе церкви стилистически близки к церкви Григория (Гагикашен) в Ани. Обработка наружных стен обеих церквей легкой аркатурой придала их внешнему облику большое изящество.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому