Киликия. Культовое зодчество. Церкви. Монастыри - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Киликия. Культовое зодчество. Церкви. Монастыри

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
    Культовое зодчество не играло большой роли в архитектуре Киликийской Армении. Тем не менее почти в каждом замке и крепости имелось по одной, а в городах по несколько церквей. В Сисе их было свыше двадцати.
Аназарба. Церковь Зараваранц, начало XII в. План
Аназарба. Церковь Зараваранц, начало XII в. План
    Наиболее распространенным типом церкви раннего времени была однонефная или трехнефная базилика. В замках, крепостях и небольших поселениях возводились почти исключительно однонефные базилики; это были вытянутые с запада на восток сводчатые залы с полуциркульной в плане апсидой на восточной стороне, вписанной в прямоугольное внешнее очертание здания.
    В крупных поселениях и городах возводились трехнефные базилики, как правило, на четырех столбах. Наиболее ранний пример — церковь Зараваранц в Аназарбе, выстроенная князем Торосом I (1110— 1129 гг). Перекрытые сводом нефы оканчиваются на востоке апсидами, вписанными в прямоугольный контур плана. Высота апсид — пониженная, что отражено во внешних объемах здания. Архитектурное оформление отличается сдержанностью, в особенности в интерьерах, Прямоугольные столбы завершаются простой тягой из полочки с выкружкой; поверхности стен — гладкие, покрытые фресковой росписью. Особенность восточного фасада — наличие двух ниш, характерных для памятников коренной Армении. Завершение проемов — архитравное. Наличник двери имеет пышно декорированное стрельчатое обрамление. Венчающий карниз обогащен расположенной ниже, в плоскости стены рельефной надписью.
    К числу крупнейших базилик относится большая церковь вне городских стен Корикоса (конец XII — начало XIII в.), получившая в результате перестроек выступающие полукругом на восточном фасаде апсиды.
    Позднее сооружались также купольные базилики. К их числу относится построенная Гетумом I в конце 30-х годов XIII в. церковь Софии в Сисе, крупнейшая из киликийских церквей, служившая с 1292 по 1441 г. кафедральным собором католикосов всех армян, а затем до 1921 г. — католикосов Киликии. Церковь Софии располагалась рядом с царским дворцом. Интерьер замыкался с востока алтарной апсидой с двухэтажными хоранами — приделами по сторонам. Центр здания увенчивал основанный на четырех устоях огромный купол. Убранством интерьера служили орнаментальная резьба по камню (мрамору, граниту) и дереву, богатая по колориту, напоминающая миниатюры фресковая роспись, декоративно выполненные надписи. Для царя справа от алтаря был поставлен мраморный трон, декорированный растительно-геометрическим орнаментом и изображениями льва и орлов. К храму примыкала квадратная в плане многоярусная колокольня.
    К трехнефно-базиликальному типу с четырьмя внутренними столбами относятся церкви в Папероне, в Ромклайе, Минаса при дворце в Адане и др. Сохранившиеся фрагменты декоративного убранства интерьеров многих церквей [в Ромклайе — резная капитель, в Папероне — скульптурная орнаментация и фрески, Святых Дев в Тарсусе — мозаика, Петра и Софии в Тарсусе — мраморная облицовка с резной орнаментацией] свидетельствуют о богатом, отражающем влияние Византии оформлении интерьеров церквей Киликийской Армении.
    Монастырские комплексы строились в городах, вблизи более или менее крупных крепостей, для владельцев которых нередко служили родовыми усыпальницами. Таковы Мличованк для Паперона, Скевра для Ламброна.
Ромклайя. Армянская церковь, XIII в. Капитель
Ромклайя. Армянская церковь, XIII в. Капитель
    В зависимости от рельефа территория монастыря либо ограничивалась естественными укреплениями в виде глубоких ущелий с отвесными склонами, либо обносилась внушительными стенами с башнями (монастырь Акопа к северу от Аджина). Это позволяло использовать монастыри в качестве укрепленных пунктов, приспособленных для долговременной обороны.
    Монастырские сооружения состояли из одного-двух храмов, двух-трех небольших часовен, колокольни, жилых и служебных помещений. Гавиты и жаматуны, имевшие широкое распространение в коренной Армении, по всей вероятности, в Киликии не строились; только в крепости Гуглак сохранились остатки обособленно стоящего колонного зала, отдаленно схожего с жаматуном. Зато в киликийских монастырях сооружались библиотеки и учебные заведения, в которых создавались украшенные миниатюрами рукописи, вывозившиеся в армянские колонии всего мира.
    Известны случаи, когда монастыри состояли из двух раздельных групп сооружений: собственно монастыря (ванка) и скита (анапата), расположенных в различных местах.
    Широкой известностью пользовались монастыри Дразарк к западу от Аназарбы, Аркакагин близ Мсиса, Скевра близ Ламб рона, Акнер к северу от крепости Капитар.
    Из мемориальных памятников были распространены надгробия в виде лежащей плиты, украшенной резным орнаментом и изображениями орудий труда: у торговца — весы, у кузнеца — молот и клещи, у ученого — чернильница, у женщины — игла и клубок ниток. Сооружались также характерные для коренной Армении хачкары, воздвигавшиеся также и в ознаменовании различных событий, например производства строительных работ. Такие хачкары имеются на башнях крепости Селевкии и береговой крепости Корикоса.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому