Киликийская Армения. Политическое развитие
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
Киликия — небольшая страна на малоазийском побережье Средиземного моря, связанная с Арменией с древнейших времен. В I в. до н. э. она входила в состав империи Тиграна II Великого, когда, вероятно, и произошло первое массовое заселение ее армянами. После этого переселение армян в Киликию не прекращалось. Оно усилилось в эпоху подчиненной Армении арабскому халифату VII—IX вв. и особенно в XI в., после захвата коренных армянских областей и крупных городов (Вана, Ани, Карса) сперва Византией, затем сельджуками.
Колонизация Киликии армянами позволяла их феодалам провозглашать при благоприятной обстановке свою независимость. Крупнейшим было княжество Филарета Варажнуни, а наиболее сильным и жизнеспособным — княжество Рубена, возможно, родственника анийских Багратидов, основанное в 1080 г. в горных районах Киликии. Используя благоприятные условия, создавшиеся в связи с крестовыми походами, Рубениды постепенно подчинили себе всю Киликию и прилежащую к ней северную Сирию.
Большое политическое и экономическое значение, которое приобрело княжество, дало основание Левону II Рубениду (1187—1219 гг.) преобразовать его в 1198 г. в царство, которое признали Византия, Рим и другие государства. Средневековые латинские хронисты называли Киликийское армянское царство Малой Арменией и просто Арменией (Armenia minor, Armenia, Ermenia).
В 1226 г. Рубенидов сменили Гетумиды. Последовавшее в начале 50-х годов XIII в. завоевание Передней Азии монголами вынудило Гетума I принять участие в войне против египетских мамлюков, которая закончилась в 1266 г. поражением Киликийской Армении. Вспыхнувшая затем борьба Гетумидов с сепаратизмом подчиненных им феодалов, религиозные распри и систематические разрушительные вторжения мамлюков привели к упадку экономического благосостояния страны, нарушению ее территориальной целостности и потере ею в 1375 г. своей независимости.
Политический строй Киликийской Армении сложился на основе традиций армянской феодальной государственности и местных особенностей, обусловленных общением с византийцами и крестоносцами. Влияние последних больше всего проникло в быт царского двора и высшей знати, владетелей родовых замков, крепостей, городов и обширных земельных территорий. Жестокая эксплуатация крестьян и городских ремесленников часто приводила к обострению классовых противоречий, выражавшихся в виде разного рода еретических учений, имевших идейную связь с ересями коренной Армении.
Расположение Киликии на стыке морских и караванных торговых путей между Западом и Востоком и участие ее в международной торговле благоприятствовали быстрому экономическому подъему страны, развитию городской жизни и строительству городов. Главными центрами ремесленного производства и внешней торговли, связанной с городами Западной Европы (Генуя, Венеция и др.), Крыма, южнорусских степей и стран Ближнего Востока, были Тарсус (Тарсон), Адана, Мсис (Маместия), порты Айас и Корикос. Центрами округов были города, крепости и замки; последних в горной части страны насчитывалось свыше ста. Столицами поочередно были крепость Вахка, города Аназарба и Сис (ныне Кейсун).
В условиях развития политической независимости серьезное значение имело общение с западноевропейскими странами. Школьная сеть была широко развита. Особенно славились "вардапетараны" — высшие школы при монастырях. В крупных городах имелись и учрежденные государством, в частности царем Левоном II, чисто светские школы. Высокой степени развития достигли гуманитарные и точные науки, труды по истории, законодательству, художественная литература, а также книжная миниатюрная живопись. Возникшая в тесной связи с миниатюрой коренной Армении, она оформилась в особую школу, известную под названием Киликийской.
Киликийские миниатюры, поражающие яркостью красок и блеском золота, отличаются высоким мастерством исполнения, разнообразием сюжетов и богатством форм. Характерной их особенностью является объемная трактовка фигур, пространственность построения сооружений и сложнейших орнаментов. В некоторых миниатюрах значительное место занимают архитектурные сюжеты. Крупнейшими миниатюристами были Торос Рослин (XIII в.) и Саркис Пицак (XIII—XIV вв.).
Корикос. Морская крепость. Армянская надпись на главной башне, XII в.
Тумлуберд, XII—XIII вв. Общий вид крепости
Широкое распространение получили барельефы и орнаментальная резьба растительно-геометрического характера. Большую ценность представляют барельефы царя Левона II в крепостях Аназарбы (на стене коридора) и Левонкла, или Одзиберд (на тимпане главного входа). Декоративное назначение придавалось надписям, высекавшимся на архитектурных деталях (например, на входном портале замка в Селевкии) и на поверхностях стен [строительная надпись князя Тороса I (1110— 1129 гг.) на церкви Зараваранц в Аназарбе], где они нередко помещались в художественно оформленных рамках [на башнях морской крепости Корикоса, замка Аназарбы, крепостей Селевкии и Тумлуберда].
Архитектура Килийской Армении своими корнями связана с архитектурой коренной Армении. Вместе с тем она приобрела свои индивидуальные особенности, порожденные местными условиями и культурными связями с сопредельными странами.
Основным строительным материалом для оборонных и монументальных сооружений служил естественный камень — как правило, известняк, реже туф и базальт. Для отделочных работ применяли конгломерат, белый и черный мрамор; последний нередко брали из руин древних римских и византийских сооружений. Из древесных пород употребляли кедр, дуб, оливковое дерево.
Аназарба, XII—XIII вв. Башни крепости
Стены монументальных зданий выкладывались из чисто отесанных крупных каменных блоков, скрепляемых известковым раствором. При большой толщине стены ее внутреннее пространство между камнями лицевых поверхностей заполнялось утопленным в раствор мелким камнем. В ответственных местах камни соединялись металлическими залитыми свинцом связями. В оборонных сооружениях часто практиковалась грубая обработка лицевой поверхности камня.
Проемы завершались подковообразными и полуциркульными арками. Покрытия, как правило, были сводчатые. В купольных покрытиях конструкция перехода от квадрата плана к форме барабана купола применялась парусносводчатая. В замках и крепостных сооружениях получила распространение вырубка в скалах различных помещений. Интерьеры монументальных зданий украшались мрамором и мозаикой.
В массовом строительстве практиковалась кладка из грубо околотых камней и кирпича; перекрытия устраивались по деревянным балкам, реже сводчатые. Строительные работы выполнялись мастерами-каменщиками, которые ставили на камнях возводимых зданий свои клейма. Такие клейма в виде армянских букв сохранились на стенах замка Ламброна, церкви Петра и Софии (ныне мечеть Улу-Джами) в Тарсусе.