Собор Эчмиадзин, Церковь Кармравор, Церковь Иоанна в Мастаре
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура IV—VII вв.
Сооружения с куполоподобными покрытиями, возводившиеся на территории Армении с древнейших времен, после утверждения христианства получили широкое распространение. Купол в эти времена имел определенный идейный смысл, поскольку сопоставлялся с небесной сферой. Поэтому, наряду с базиликальными сооружениями, разрабатывались также центральнокупольные, в которых художественное значение купола было столь очевидным, что его стали применять и в базиликальных сооружениях.
В отличие от подчеркнутой горизонтальности базиликальных схем центральнокупольные композиции характеризуются высотностью своих объемов. Основой композиции служило центральное, квадратное или круглое в плане, увенчанное куполом пространство.
Получившая широкое распространение в Армении центральнокупольная система претерпела в процессе своего развития различные видоизменения.
Наиболее ранним примером крестообразной центральнокупольной композиции служит кафедральный собор Эчмиадзин в Вагаршапате (ныне Эчмиадзин), возведенный в начале IV в., вскоре после утверждения христианства. По распространенной в научной литературе гипотезе Т. Тораманяна, собор в начале IV в. имел базиликальную форму, аналогичную памятникам Касаха, Аштарака, Текора. В конце V в. после перестройки он представлял собой в плане четырехапсидный крест с прямоугольными приделами по углам, вписанный в прямоугольник наружных стен. Верх здания был пятиглавым. В VII в. были вынесены за пределы прямоугольника северная, западная и южная апсиды, что придало зданию явно выраженную и снаружи крестовокупольную форму.
Эчмиадзин. Кафедральный собор, IV в. Аксонометрия здания по состоянию в V в. По Т. Тораманяну
Гипотеза Т. Тораманяна не нашла подтверждения в основанных на материале раскопок исследованиях А. Саиняна. По А. Саиняну, базиликальная композиция собора IV в. была сразу изменена на крестообразную как снаружи, так и внутри не в середине VII в., а в 80-х годах V в. Кроме того, здание увенчивалось не пятью, а одним куполом. По данным армянских историков Себеоса (VII в.) и Ованеса Драсханакертци (X в.), этот купол, будучи деревянным, в начале VII в. был заменен каменным. Таким образом, собор Эчмиадзин уже в V в. представлял собой законченную объемно-пространственную композицию — крестовокупольное сооружение на свободно стоящих устоях с выступающими апсидами на четырех сторонах. Собор Эчмиадзин представляет собой важное звено в цепи центральнокупольных крестообразных сооружений раннехристианского периода Армении, позволяющее уточнить происхождение типов и их классификацию.
Эчмиадзин. Кафедрапьный собор. План здания по состоянию в V в.
Композиция собора Эчмиадзина сыграла исключительно важную роль в формировании и распространении в Армении разнообразных по типу центрических сооружений. Особенно много их было возведено в конце VI и начале VII вв., когда каждая новая композиция получала свое дальнейшее совершенствование. Тем не менее все эти композиции были подчинены одной цели — решению проблемы объединения интерьера вокруг подкупольного пространства. Приводимые ниже варианты наглядно демонстрируют разработанные армянскими зодчими видоизменения системы центральнокупольных церквей.
Ярко выраженную крестовокупольную форму имеют небольшие сооружения типа церкви Кармравор в Аштараке (VII в.), весьма близкие по плану с подземной усыпальницей Аршакидов в Ахце (середина IV в.), которая представляет собой сводчатую камеру с апсидой на восточной и прямоугольными крытыми сводами углублениями на других сторонах.
В основе плана церкви Кармравор лежит подкупольный квадрат с примыкающими к нему крыльями, образующими крест, форма которого ясно выявлена и снаружи. Центральный объем увенчан невысоким восьмигранным барабаном, сохранившим древнее шлемовидное покрытие. Объемные массы отличаются предельной четкостью. Легкие карнизы и оконные архивольты, украшенные изящным арнаментом, удачно оживляют внешний облик сооружения.
Планы церквей
1 — Кармравор в Аштараке, VII в.; 2 — Степаноса в Лмбатаванке, VII в.; 3 — Таркманчац в Парби, VII в.
1 — Кармравор в Аштараке, VII в.; 2 — Степаноса в Лмбатаванке, VII в.; 3 — Таркманчац в Парби, VII в.
Аштарак. Церковь Кармравор, VII в. Общий вид с юго-востока
В церкви Кармравор крылья по своей плановой и объемной форме еще недостаточно органически подчинены подкупольному пространству. Это было достигнуто в последующих сооружениях. В церкви Степаноса в Лмбатаванке (VII в.), отличающейся своими стройными, выявляющими высоту сооружения пропорциями, прямоугольные в плане боковые крылья завершены конхами, а не сводами, как в Кармраворе. В малой церкви Талина (689 г.) интерьер имеет в плане уже форму триконха, а в церкви Таркманчац в Парби — тетраконха. Этим были достигнуты органическая слитность и подчиненность боковых частей интерьера центральному, подкупольному пространству.
В церквах Анания в Аламане (637 г.) и Агараке (VII в.) апсидальные ветви креста имеют снаружи многогранную форму, чем извне также выявлено подчинение объемных масс сооружения подкупольному пространству.
По своему внешнему виду церковь в Агараке приближается к центрическим круглым сооружениям типа ротонды; расположенные по сторонам алтарной апсиды приделы, будучи небольшими по высоте, не нарушают цельности композиционного построения здания.
Крестовокупольная композиция Эчмиадзина нашла непосредственное воплощение в монументальном храме Багарана (624—631 гг.). Его купол также покоится на свободно стоящих устоях, которые, однако, приближены к стенам, почему вынесенные за пределы основного квадрата здания экседры получились несколько меньшими, чем купол. Это обстоятельство, так же как и пониженность экседр и угловых частей, создало ясно воспринимаемое нарастание частей интерьера от периметра к подкупольному пространству. Такое нарастание, четко выявленное и во внешних объемах, наглядно подчеркивает крестовокупольную форму сооружения.
Планы церквей
1 — в Багаране, 624—631 гг.; 2 — Иоанна в Мастаре, начало VII в.; 3 — в Аване, 589—609 гг.; 4 — Рипсиме в Эчмиадзине, 618 г.
1 — в Багаране, 624—631 гг.; 2 — Иоанна в Мастаре, начало VII в.; 3 — в Аване, 589—609 гг.; 4 — Рипсиме в Эчмиадзине, 618 г.
Мастара. Церковь Иоанна, начало VII в. Общий вид с юго-запада
Иная композиция интерьера, имеющего в плане форму квадрата с полуциркульными апсидами по сторонам, осуществлена в церкви Иоанна в Мастаре (начало VII в.). В ней отсутствуют внутренние свободно стоящие опоры. Широкий двенадцатигранный купол (диаметр 11,2 м), основанный на конхах апсид и тромпах, перекрывающих углы основного помещения, венчает центр интерьера, выявляя этим господствующее значение подкупольного квадрата. Это ясно выражено и во внешнем облике сооружения. В аналогичной по композиции церкви в Артике (вторая половина VII в.) разность высот купола и экседр была более значительна, что придавало сооружению большую стройность.
В церквах типа Багаран — Мастара внимание зодчих было обращено на компоновку внутреннего пространства и его четкую согласованность с внешними объемами.
В силу этого сооружения приобретали большую живописность, которую еще усиливала игра света и тени, почему декоративное убранство применялось лишь в немногих местах — на окнах, дверях, венчающих карнизах.
Багаран. Церковь, 624—631 гг. Продольный разрез