Cобор в Аване. Церковь Рипсиме
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура IV—VII вв.
Непосредственным развитием типа Багаран — Мастара служат памятники типа Аван — Рипсиме, в которых центральнокупольная система доведена до высокого совершенства.
Кафедральный собор в Аване (выстроен между 589 и 609 гг.) имеет в основе плана квадрат с полукружиями апсид по сторонам. Углы средокрестия расширены трехчетвертными в плане помещениями, которые служат проходами в круглые приделы, дополняющие план здания до прямоугольника, вытянутого с запада на восток, что достигнуто увеличением глубины соответствующих апсид. Несохранившийся купол покоился на арках, замыкавших конхи апсид и навершия угловых ниш. Барабан купола имел впервые в Армении примененную цилиндрическую внутреннюю форму и в зависимости от нее сферически-парусный переход. Покрывая значительную часть площади пола, купол подчинял себе все внутреннее пространство собора.
Планы церквей
1 — в Багаране, 624—631 гг.; 2 — Иоанна в Мастаре, начало VII в.; 3 — в Аване, 589—609 гг.; 4 — Рипсиме в Эчмиадзине, 618 г.
1 — в Багаране, 624—631 гг.; 2 — Иоанна в Мастаре, начало VII в.; 3 — в Аване, 589—609 гг.; 4 — Рипсиме в Эчмиадзине, 618 г.
Внешний облик здания не отражает его внутренней структуры. Фасады гладкие, с фронтонами. По реконструкции Р. Агабабяна покрытие имело восьмискатную с разжелобками форму, увенчанную восьмигранным куполом.
Аван. Церковь, 589—609 гг. Общий вид западного фасада
Собор в Аване характерен не только удачно найденным сочетанием полуциркульных в плане помещений, вписанных в основной внешне прямоугольный объем В нем впервые в сооружении центральнокупольного типа осуществлены западные приделы и трехчетвертные в плане проходы в приделы. Возникновение этих проходов было продиктовано как эстетическими соображениями, так и необходимостью распределить усилия от купола на большее число опор, которые для большей прочности органически слиты с массивом стен. Указанные изменения, порожденные конструктивными и функциональными требованиями, не нарушили четкости композиции и придали зданию большую компактность.
Более развитую и совершенную форму имеет жемчужина армянского зодчества — церковь Рипсиме в Эчмиадзине (окончена в 618 г.), отличающаяся от собора в Аване деталями композиции. Ее угловые приделы имеют в плане не круглую, а квадратную форму. В восточных стенах приделов впервые применены полуциркульные ниши, получившие в дальнейшем форму алтарной апсиды, ставшей обязательным элементом этих помещений. Интерьер церкви характерен своей лаконичностью; композиционное сочетание отдельных его элементов подчеркивает единство и центричность купольного здания.
Эчмиадзин. Церковь Рипсиме, 618 г. Интерьер с видом на купол
Внешний облик также четок в своих объемах. В отличие от собора в Аване внутреннее строение церкви Рипсиме достаточно ясно отражено в ее внешнем облике. Глубокие трапециевидные в плане ниши фасадов конструктивно оправданы: они облегчают каменный массив между апсидами и приделами. Одновременно они подчеркивают извне структуру плана и создают художественный эффект. Ниши придают фасадам пластическое богатство, расчленяя стены, завершенные тонкими карнизами. Примененные впервые в церкви Рипсиме наружные ниши вскоре стали характерной особенностью архитектуры Армении эпохи феодализма.
Здание увенчивается соразмерным его основному объему куполом, величина и пропорции которого наглядно выявляют доминирующее значение подкупольного пространства в интерьере сооружения. По четырем сторонам шестнадцатигранного барабана купола поставлены четыре круглые башенки, которые имеют не только конструктивное, но и художественное назначение. Находясь на углах выступающего из средокрестия кровельных покрытий прямоугольного объема, башенки укрепляют наиболее слабые места купола, передавая возникающие от него напряжения на основные устои здания. Они зрительно увязывают многогранную форму купола с прямоугольным нижним объемом. Подчеркивая создаваемый фасадными нишами ритм вертикальных членений и облегчая здание кверху, башенки выявляют его масштабность. Гармонично согласованные и строго увязанные между собой отдельные части придают церкви Рипсиме монументальность и величественность.
Эчмиадзин. Церковь Рипсиме. Общий вид с юга
Церкви в Аване и Рипсиме принадлежат к числу выдающихся произведений армянской архитектуры, имеющих мировое значение. Тип Рипсиме неоднократно воспроизводился в сооружениях Армении; он характерен также и для грузинского зодчества. Простота и ясность замысла, лаконичность форм и пространственное строение интерьера оказали решающее влияние на все последующее развитие армянского зодчества.