Храм Звартноц. Церковь Зоравар. Стелы, надгробные памятники - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Храм Звартноц. Церковь Зоравар. Стелы, надгробные памятники

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура IV—VII вв.
    Объединение интерьера сооружения вокруг подкупольного пространства нашло отражение в своеобразном типе купольной ротонды. Разработка унаследованной от античности композиции привела в Сирии к типу собора в Боере (512 г.), а в Византии к типу церкви Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) и церкви Сан Витале в Равенне (526—547 гг.).
    Купольные ротонды возводились также и в Армении, однако армянские зодчие давали им совершенно иную трактовку, отличную от аналогичных античных и византийских образцов. Наиболее ярким примером является храм Григория, или Звартноц (храм Бдящих сил, небесных ангелов), около Вагаршапата, выстроенный при католикосе Нерсесе III, прозванном "Строителем", в 641—661 гг. как кафедральный собор Армении (сохранился в руинах после разрушения в X в.). Архитектура храма Звартноц была рассчитана на то, чтобы воздействовать на зрителя своим необычайным великолепием. Это определило размеры храма, его плановое и объемное построение, конструктивное решение и характер декоративного убранства.
    Согласно реконструкции Т. Тораманяна, выполненной в 1905 г., здание состояло из трех поставленных друг на друга, уменьшающихся по диаметру и по высоте многогранников. Диаметр нижнего 32-гранника — 35,75 м. Верхний 16-гранник завершался куполом с коническим покрытием. Центральная часть интерьера имела в плане форму тетраконха. В местах стыка апсид были расположены мощные пилоны, поддерживавшие при помощи сферических парусов барабан купола.
    За пилонами по радиальной оси располагались колонны; на них и на вершины полукружий тетраконха опирались арки, поддерживавшие средний многогранник. Тетраконх окружала двухэтажная галерея, огражденная с внешней стороны шедшей по окружности стеной, прорезанной часто расположенными окнами, а с внутренней — открытой аркадой апсид. Алтарная апсида была глухая. С востока к храму примыкал двухкомнатный придел — хоран. Тяжесть купола и среднего многогранника передавалась посредством арок и сводов двойной кривизны на мощные пилоны и колонны апсид.
Эчмиадзин. Звартноц, 641—661 гг. Продольный разрез и план. По Т. Тораманяну
Эчмиадзин. Звартноц, 641—661 гг. Продольный разрез и план. По Т. Тораманяну
Эчмиадзин. Звартноц
Эчмиадзин. Звартноц
1 — общий вид (по Т. Тораманяну); 2 —общий вид (по С. Мнацаканяпу); 3, 4 — капители; 5 — барельефы с изображением строителей; 6 — общий вид руин с юго-запада
    По высказанному в 1951 г. А. В. Кузнецовым предположению и выполненной в 1958 г. С. Мнацаканяном на основании изучения сохранившихся частей здания реконструкции, здание состояло из нижнего 32-гранного объема и возвышавшегося над ним четко выявленного во внешних формах тетраконха. Апсиды снаружи были семигранные с коническими покрытиями. Согласно этой реконструкции, возвышавшийся на высоком квадратном в плане основании барабан купола был 12-гранным с треугольными нишами на стыках граней и шлемовидным покрытием.
    Переход от квадрата плана к форме барабана купола осуществлялся не при помощи сферических парусов, а посредством тромпов. Обходившая тетраконх галерея была одноэтажной, что определило меньшую, чем у Т. Тораманяна, высоту нижнего объема. Выступающий на восточной стороне храма прямоугольный объем придела, считаемый С. Мнацаканяном позднейшей пристройкой, отсутствует. Декоративное убранство верхних частей здания менее богато. Фактически в данном варианте вся осложненность внутреннего пространства полностью выявлена в наружных объемах; более проста и конструктивная структура здания.
    Декоративное оформление храма Звартноц было выполнено по общепринятому в зодчестве Армении V—VII вв. принципу выявления основных архитектурных деталей: колонн, дверных и оконных проемов, карнизов, архивольтов. Богатой аркатурой были обработаны внешние поверхности многогранников, особенно нижнего. В большинстве своем мотив скульптурной орнаментации растительный (гранаты, виноград, стилизованные листья). Особенно выделяются капители колонн интерьера в виде корзинки с волютами, украшенные фигурами орлов с распростертыми крыльями, а также поясные изображения мастеров с рабочими инструментами, помещенные в антрвольтах внешней декоративной аркатуры нижнего цилиндра.
    Архитектурная идея Звартноца еще до окончания его строительства была воплощена тем же Нерсесом III в первоначально центрическом храме в Ишхани, возведенном в 652—659 гг. Надо полагать, что зодчему Звартноца были известны также близкие по идее памятники архитектуры Сирии и Византии. Звартноц характеризуется своеобразной композицией, отличной от иноземных примеров. Сирия и Византия не имели сооружений подобного типа. Это подтверждается свидетельством армянского историка Мовсеса Каланкатваци о намерении византийского императора Константина, присутствовавшего на освящении еще не законченного Звартноца в 652 г., украсить аналогичным сооружением свою столицу, что не было осуществлено из-за смерти императора по пути в Константинополь.
    Звартноц — памятник мирового значения, в котором нашли свое воплощение многовековые достижения армянских зодчих. По своему архитектурному образу, по дерзновенному размаху и конструктивной смелости построения пространственной системы, образованной сложным сочетанием арок и устоев, Звартноц является выдающимся памятником мировой архитектуры и свидетельствует о высоком развитии архитектурной и инженерной мысли Армении VII в. Заложенная в нем идея нашла в дальнейшем широкое распространение, возродясь в новых формах и иных художественных композициях. Храмы Лекита в Азербайджане и Баны в Грузии принадлежат к тому же архитектурному типу, что и Звартноц.
Егвард. Церковь Зоравар, вторая половина VII в. Общий вид с северо-запада, внутренний вид и план. По Ю. Яралову
Егвард. Церковь Зоравар, вторая половина VII в. Общий вид с северо-запада, внутренний вид и план. По Ю. Яралову
    Организация объема вокруг вертикальной оси более четко выявлена в центрической купольной церкви второй половины VII в. Зоравар в Егварде.
    Объемно-пространственная композиция сооружения предельно ясна. В интерьере доминирует круглое в плане подкупольное пространство, окруженное органически объединенными с ней восемью апсидами (алтарная имеет несколько большие размеры). Апсиды выполняют как художественное, так и конструктивное назначение. Обогащая объемную форму интерьера, они погашают распор широкого восьмигранного снаружи барабана купола. Стыки стен между апсидами снаружи предельно облегчены глубокими треугольными нишами, которые, чередуясь с оконными проемами, оживляют игрой света и тени приземистый 18-гранный нижний объем здания. Тонко прорисованные детали — трехчетвертные колонки, оконные архивольты и украшенные ажурной резьбой венчающие карнизы — обогащают строгий облик сооружения.
    Однотипная с Зораваром церковь в Иринде (VII в.) композиционно осложнена устройством двух приделов по сторонам алтарной апсиды, что нарушило строгость ее построения. Повышенная декоративность снизила ее тектоничность.
    В IV—VII вв. большое распространение получили памятники мемориальной архитектуры, генетически связанные с урартскими стелами и с вишапами — памятниками Армении эпохи родового строя. Как правило, это стоящие на постаменте четырехгранные стелы (высотой от 1,5 до 4 м); иногда они завершались капителью и крестом. Постамент и грани стелы покрывались рельефами растительно-геометрического и символического характера.
    Оригинальную композицию имеет надгробие в Узунларе (V—VI в.), выполненное в виде стоящей на высоком пьедестале стены, прорезанной двумя арочными проемами, в которых помещены орнаментированные стелы. Надгробие в Агуди (VII в.) более декоративно. Его основание имеет вид прямоугольного объема, прорезанного в центре глубокой арочной нишей. Двухэтажная верхняя часть представляет собой фланкированную пилонами аркаду, двухпролетную, высокую внизу и низкую, трехпролетную наверху.
Туманян. Стела
Туманян. Стела
Узунлар. Надгробный памятник, V—VI вв.
Узунлар. Надгробный памятник, V—VI вв.
Агуди. Надгробный памятник, VII в.
Агуди. Надгробный памятник, VII в.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому