Культовые сооружения. Базилики Армения
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура IV—VII вв.
Планы церквей
1 — в Ширванджуге, V в.; 2 — в Диракларе, IV в.; 3 — в Двине, V в.; 4 — в Егварде, V в.; 5 — в Касахе, IV в.; 6 — в Аштараке, V в.; 7 — в Ереруйке, V в.; 8 — Саркиса в Текоре, IV—V вв.; 9 — в Узунларе (древний Одзун), VI—VII вв.; 10 — в Мрене, 639—640 гг.; 11 — Гаяне в Эчмиадзине, 630 г.; 12 — в Талине, VII в.; 13 — в Птгни, VI в.
1 — в Ширванджуге, V в.; 2 — в Диракларе, IV в.; 3 — в Двине, V в.; 4 — в Егварде, V в.; 5 — в Касахе, IV в.; 6 — в Аштараке, V в.; 7 — в Ереруйке, V в.; 8 — Саркиса в Текоре, IV—V вв.; 9 — в Узунларе (древний Одзун), VI—VII вв.; 10 — в Мрене, 639—640 гг.; 11 — Гаяне в Эчмиадзине, 630 г.; 12 — в Талине, VII в.; 13 — в Птгни, VI в.
В условиях раннего средневековья ведущей была архитектура культовых сооружений, строительство которых получило широкий размах в начале IV в. с утверждением христианства. Заимствование христианства из Сирии и культурно-религиозные связи Армении с Сирией, странами Малой Азии и Кавказа содействовали известной общности их культовых сооружений этого времени. Однако обострившаяся в середине V в. борьба армянского народа за независимость страны и сохранение культурной самостоятельности оказала влияние на дальнейшее развитие культовой архитектуры.
Как показали исследования А. Саиняна, первые христианские храмы Армении сохранили не только строительную технику предшествующего, дохристианского периода, но и самый тип языческого храма. Это подтверждается сведениями древних историков, указывающих, что при упразднении языческих храмов большинство их было разрушено, а остальные были превращены в христианские.
Новые христианские храмы часто возводились на фундаментах разрушенных языческих храмов, в силу чего они воспроизводили старый тип сооружения. И поскольку базилика была если не основным, то, во всяком случае, распространенным типом языческого храма, естественно, что она стала и первым типом христианского храма, тем более, что имея простую композицию, она вполне отвечала требованиям несложного церковного ритуала этого времени.
Однако позднее обнаружилось несоответствие таких базилик возросшим требованиям, что привело к усложнению их композиции и появлению в них разных по величине помещений. Одновременно под влиянием архитектурных форм народного жилища получил развитие центральнокупольный тип храма. Параллельное развитие базиликальных и центральнокупольных зданий привело к созданию новых, характерных для Армении композиционных решений.
Культовые сооружения Армении IV—VII вв. подразделяются на две группы: базиликальные и центрические.
Группа базиликальных сооружений объединяет базилики однонефные, трехнефные, купольные, крестовокупольные и купольные залы.
В группу центрических сооружений входят храмы, имеющие в плане форму: квадрата с четырьмя внутренними купольными устоями; креста снаружи и внутри; креста, вписанного в прямоугольник, с угловыми нишами; креста, вписанного в круг; октогона, вписанного в круг.
В IV—V вв. господствующей формой были однонефные и трехнефные базилики — типы, характерные также для ранних бескупольных церквей сопредельных стран, особенно Сирии.
Как показали исследования Т. Тораманяна и А. Саиняна, приспособление базилик к требованиям христианского культа внесло в Армении соответствующие коррективы в композицию зданий. Первым видоизменением было появление на восточном конце апсиды, в большинстве случаев подковообразной, реже прямоугольной и полуциркульной формы. В некоторых храмах, возведенных, возможно, в дохристианское время, апсиды пристроены позднее в виде выступающей на восточном фасаде многогранной призмы.
Следующим изменением явилось прибавление подсобных помещений — приделов (хоранов) по сторонам алтарной апсиды: в однонефных храмах — одного, в трехнефных — обычно двух. В некоторых случаях приделы, будучи пристроены позднее, не всегда органически согласованы с общей композицией здания. К числу добавлений относятся также портики и наружные галереи. Деревянное перекрытие часто заменялось каменным, в большинстве случаев сводчатым.
Как показали исследования, не всегда и не все указанные изменения базиликальных сооружений имели место. В более ранних и крупных базиликах они осуществлены позднее, во время их перестройки; в небольших — непосредственно при их возведении. В результате этого христианские базилики Армении приобрели индивидуальные особенности.
Однонефные базилики в Ованнаванке (IV в.), в Егварде (V в.), в Ширванджуге (сейчас Лернакерт; V в.) довольно просты по композиции. В большинстве случаев это поставленный на ступенчатый стилобат вытянутый с запада на восток зал. Полукруглая или подковообразная апсида на восточной стороне вписана в прямоугольный внешний периметр здания. Перекрытие деревянное или сводчатое с подпружными арками на пилястрах; покрытие двускатное.
Однонефная базилика в Диракларе (сейчас Карнут; IV в.) характерна наличием небольшого придела при алтарной апсиде. В базиликах в Танаате и в Двине (обе V в.) приделы композиционно увязаны с расположенными перед входами наружными галереями, чем достигнуты четкость плана и компактность объема. Декоративное убранство весьма ограниченное. Форма арок подковообразная. Несложные карнизы украшены применявшимися еще в языческое время сухариками, иногда профилированными с лица, как в Танаате, где они расположены и по обводу арки алтарной конхи.