Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Армении > Архитектура IX-XI вв.
Мармашен. Большой храм, 983—1026 гг. Общий вид с юго-запада
Большой храм в Мармашене (983—1026 гг.) представляет собой промежуточный тип между храмами Ширакавана и Ахпата. На его примере видно, как в процессе приближения алтарной апсиды к подкупольному квадрату видоизменялось пространство между восточными устоями купола и алтарным возвышением. В храме Мармашена это пространство представляет собой только узкий проход к дверям восточных приделов.
Богатое декоративное убранство здания всецело отражает традиции анийской архитектуры конца X — начала XI в. Фасады, как и алтарная апсида, украшены изящной аркатурой со стрельчатыми арками неравных пролетов, величина которых, как и в кафедральном соборе Ани, согласована с членениями интерьера. Включенные в аркатуру треугольные ниши фасадов выполняют важную художественную роль. Соответственно низу обработан и купол, усиленный на гранях барабана тройными колоннами, которые поддерживают богатый карниз зонтичного покрытия.
В церквах Аствацацин (1031 г.) в Бджни и Григория (1003 г.) в Кечарисе восточные пилоны слиты с алтарной апсидой, но, как отголосок существования прохода между алтарем и пилонами, последние отделены от наружных стен узкими, неглубокими, но высокими нишами. Объемистые купола, создавшие большие подкупольные пространства, придают интерьерам величественность.
Такой же характер имеет и внешний облик сооружений, лишенных характерных для XI в. аркатур. Храм в Бджни отличается высоким цилиндрическим куполом с зонтичным покрытием, храм в Кечарисе — выразительным порталом, состоящим из пучка перспективно расположенных колонн, объединенных поверху подковообразными арками.
В IX—XI вв. в результате интенсивного роста монастырских хозяйств в монастырях получили развитие не только храмы, жилые и хозяйственные постройки, но также школы, книгохранилища, трапезные, гостиницы, гавиты.
Планы церквей
1 — Ншана в Ахпате, 967—991 гг.; 2 — Большой в Мармашене, 983—1026 гг.; 3 — Аствацацин в Бджни, 1031 г
1 — Ншана в Ахпате, 967—991 гг.; 2 — Большой в Мармашене, 983—1026 гг.; 3 — Аствацацин в Бджни, 1031 г
Гавиты, или жаматуны, — своеобразные церковные притворы в средневековой Армении, служившие в большинстве случаев усыпальницами, залами для собраний и занятий, местом, где стояли прихожане, не поместившиеся в храме. Как правило, гавиты пристраивались позднее к готовым храмам с западной стороны, в редких случаях с южной или северной.
Наиболее ранние гавиты были невысокими (около 3 м высоты) с деревянным покрытием на деревянных же столбах. Таков, например, гавит церкви Аракелоц монастыря Севан на острове озера Севан (конец IX в.), от которого сохранилось несколько деревянных капителей типа подбалок, покрытых мелкой орнаментацией, показывающей уменье народных мастеров выполнять ювелирную резьбу по дереву.
В X в. гавиты уже полностью возводились из камня. По архитектурному типу - это более или менее удлиненные залы со сводами на подпружных арках. Типичен гавит (начало X в.) главной церкви монастыря Ваганаванка. Усложненную композицию имеют гавиты монастырей Каркопа и Гндеванка. Гавит первого (X в.) имеет два дополнительных помещения, из них одно изолированное, а у второго (996 г.) такие помещения непосредственно связаны с основным интерьером, что значительно увеличивает его площадь. Характерная особенность этого типа гавитов та, что их ширина меньше ширины храмов.
Планы гавитов монастырей
1 — главной церкви в Ваганаванке, начало X в.; 2 — церкви в Гндеванке, 996 г.; 3 — церкви Иоанна в Оромосаванке, 1020—1038 гг.
1 — главной церкви в Ваганаванке, начало X в.; 2 — церкви в Гндеванке, 996 г.; 3 — церкви Иоанна в Оромосаванке, 1020—1038 гг.
Оромосаванк. Гавит церкви Иоанна, 1020—1038 гг. Покрытие центральной секции
Дальнейшее развитие архитектуры гавитов шло по линии преобразования зальной формы в центрическую, квадратную в плане. Показательным примером промежуточного этапа служит гавит (1020— 1038 гг.) церкви Иоанна в монастыре Оромосаванк, имеющий значительные размеры (по ширине он больше церкви). Гавит имеет трехнефно-базиликальную форму, однако в нем под влиянием народного жилища — глхатуна — средняя секция центрального нефа увенчана шатром со световым отверстием в вершине перекрытия, чем подчеркнута центричность сооружения, развитая в позднейших примерах.
Сосредоточение в монастырях различных сооружений превращало их в архитектурные ансамбли. В некоторых случаях они формировались не сразу, а веками, что имело существенное значение для архитектуры монастырей. Часто они являлись "замками" духовных феодалов и строились вдали от населенных пунктов на горных возвышенностях или удобных для защиты склонах гор.
Территория монастыря ограждалась внушительными стенами с башнями и бойницами. Жилые и хозяйственные помещения располагались вдоль стен монастыря, а основная группа — храмы, гавиты, книгохранилища, школы — обычно в центре, гораздо реже — в одном из углов двора. Архитектурным центром всегда служила основная группа, представлявшая собой, как правило, асимметричное сочетание различных сооружений вокруг главного храма. Располагавшиеся в соответствии с рельефом сооружения компоновались с учетом их взаимосвязи и местоположения основной группы по отношению к другим постройкам комплекса. Учитывались также природное окружение и обозреваемость комплекса со стороны главных подъездных путей.
Татев. Общий вид монастыря до обрушения 1931 г.
Татев. Генеральный план монастыря. По О. Халпахчьяну
Примером крупного монастырского комплекса является Татев — один из важнейших религиозных центров Армении рассматриваемого периода. Основное строительство его было осуществлено в конце IX — начале X в. Монастырь занимает вершину скалистого мыса, огражденного с юга и запада отвесными скалами глубокого ущелья реки Татев, а с севера и востока — толстыми стенами с мощными башнями на углах.
Внутри ограды ближе к юго-восточному углу находятся большой храм Петра и Павла (895—906 гг.), зально-сводчатая церковь Григория (середина IX в., перестроена в XIII в.) и сводчатая галерея (X в.), к которым позднее были пристроены колокольня и другие здания. Несколько в стороне от них возвышается монумент Троицы (904 г.). Вокруг этих сооружений, охватывая их почти кольцом, расположены жилые и хозяйственные помещения. В скальном и частично насыпном грунте было предусмотрено много потайных хранилищ.
Ансамбль Татевского монастыря гармонично согласован с горным пейзажем. Архитектурным центром служит большой храм, возвышающийся над окружающими его сооружениями и видимый издалека. Расположенные в ряд по периметру жилые и хозяйственные помещения, подчеркивая своим объемом многогранное скальное основание, служат как бы его продолжением, что придает комплексу большое своеобразие и величественность.
Иную планировку имеет монастырь Хцконк, состоящий из пяти церквей X—XI вв. и помещенный в глубине ущелья реки Текор. Обнаженные причудливо изрезанные скалы определили не только разрозненное расположение сооружений, но и центрически-купольное построение их объемов. Эти небольшие многогранные и круглые церкви имеют подчеркнуто вертикальные пропорции и увенчаны куполами с коническими и зонтичными покрытиями, что вместе с некоторой дробностью объемных масс хорошо сочетает их с суровыми скалами.
Хцконк. Монастырь. Общий вид с востока
В IX—XI вв. памятники мемориальной архитектуры получили новое оформление. Наиболее распространенным видом надгробий стал хачкар — вертикально стоящая на пьедестале каменная плита (от 0,4 до до 3 м высоты) с крупным изображением креста на лицевой стороне. В наиболее древних, например в хачкаре 851 г. из Артамеды, орнаментальная резьба почти отсутствует. Позднее резьбой покрывали всю лицевую поверхность хачкара, разделяя ее на отдельные геометрически правильные фигуры, в пределах которых компоновались в основном геометрические по характеру узоры.
Татев. Монумент Троицы — "Гавазан", 904 г.
Котаванк. Хачкар, IX в.
Оригинальный памятник, связанный по композиции со стелами IV—VIII вв., представляет собой качающийся монумент Троицы — "Гавазан" в Татеве. Это восьмигранный столб, стоящий на двухступенчатом с шарниром стилобате, выложенный из мелких камней и завершенный орнаментированным карнизом, над которым возвышается ажурный крест.