Церковь Ивана Неосвященного
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Болгарии > Архитектура эпохи Второго Болгарского царства
Месемврия. Церковь Ивана Неосвященного, конец XIII — начало XIV в. Вид с северо-востока
Рельефное керамическое убранство появилось в Тырнове еще в конце XII в. Оно продолжало применяться и в XIII—XIV вв. и достигло наибольшего совершенства в месемврийских церквах, став важным компонентом их архитектурного стиля.
В церкви Ивана Неосвященного убранство фасадов было доведено до виртуозности. По своему архитектурному типу она такова же, как и церкви Петра и Павла и Вседержителя в Месемврии, однако в некоторых деталях приближается к типу константинопольской четырехстолпной церкви.
Церковь Ивана Неосвященного также имеет замкнутый прямоугольный план, из которого выступают только три апсиды с восточной стороны. Другие пластические элементы на остальных стенах не нарушают их общего плоскостного характера. Основная часть постройки — почти квадратная в плане. Изнутри продольные стены не расчленены пилястрами, потому что все идущие к ним арки покоятся на консолях.
В середине храма возвышались четыре колонны, которые поддерживали при помощи сферических парусов барабан с куполом. Четыре цилиндрических свода вокруг барабана образовывали характерный для этого типа церквей крест. И здесь, как в церкви Петра и Павла и в церкви Вседержителя, восточная ветвь креста продолжена до апсиды. Правда, свод этой ветви состоит из двух частей — крестового свода с притупленными ребрами и цилиндрического свода, но предапсидное пространство не выделено, потому что обе части свода слиты в единое целое. Угловые части церкви были перекрыты не цилиндрическими сводами, как в церквах Петра и Павла и Вседержителя, а по константинопольскому образцу — при помощи арок, поддерживающих небольшие глухие купола, скрытые под крышей.
Месемврия. Церковь Ивана Неосвященного, конец XIII — начало XIV в. План
В церкви Ивана Неосвященного, как и в церкви Вседержителя, кладка стен смешанная, а своды и арки выложены из одного кирпича. Ряды тесаного камня и кирпича с внешней стороны стен выложены очень тщательно, ряды кирпича не проходят на всю толщину стен. Внутренняя часть стен сложена из ломаного камня, выровненного слоями кирпича, оштукатурена и покрыта фресками.
Месемврия. Церковь Ивана Неосвященного. Общий вид (реконструкция)
Как в церкви Вседержителя, так и здесь особый интерес представляют фасады. Их общий эффект основывается на пластических и цветовых элементах. Основные элементы пластического убранства стен — это глухие двуступенчатые аркады, один или два (по апсидам) пояса арочек, покоящихся на каменных консолях, скульптурные орнаменты на консолях и зубчатые кирпичные карнизы. И здесь цветовое убранство основывается на ритмическом чередовании белого камня и красного кирпича.
Для этой церкви характерно обильное применение кирпичной орнаментации. Кирпичными украшениями заполнены тимпаны глухих арок и углы между арками. Кирпичами, положенными зигзагообразно или в шахматном порядке, выложены два горизонтальных пояса по середине апсиды. Зеленые и красные поливные розетки и кружки огибают сплошными поясами все фасады.
И в этой церкви фасады украшены не одинаково. Всего богаче украшен восточный фасад с его тремя апсидами. Западный фасад расчленен тремя глухими арками в соответствии с традицией, характерной для церковной архитектуры эпохи Первого Болгарского царства. На северном фасаде — пять арок. В разделяющих их лопатках сделаны узкие и высокие ниши с полукруглым верхом. На южном фасаде — шесть арок; между ними нет ниш, и их тимпаны украшены скромнее. Этот фасад обращен к морю, поэтому он был украшен более скромно. Псевдоконструктивные арки на фасадах были размещены совсем произвольно и не соответствовали ни внутренним членениям церкви, ни частям здания, находящимся над ними.