Церковь Петра и Павла в Тырнове. Церковь Вседержителя
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Болгарии > Архитектура эпохи Второго Болгарского царства
Планы церквей
1 — купольной в Винице, X в.; 2 — четырехстолпной в Преславе, X в.; 3 — в Германе, 1006 г.; 4 — Петра и Павла в Тырнове, XIV в.
1 — купольной в Винице, X в.; 2 — четырехстолпной в Преславе, X в.; 3 — в Германе, 1006 г.; 4 — Петра и Павла в Тырнове, XIV в.
Церковь Петра и Павла в Тырнове представляет собой в плане удлиненный прямоугольник, к которому примыкала с восточной стороны только одна полукруглая апсида. Притвор, сравнительно просторный, покрыт поперечным по отношению к главной оси здания цилиндрическим сводом. В храм из него ведут три арочных входа, соответствующие трем нефам храма. Они покрыты продольными цилиндрическими сводами, средний из которых шире и выше боковых. Они пересекаются в середине поперечным нефом, высота и ширина которого таковы же, как и у среднего. Над пересечением среднего и поперечного нефов установлен на сферических парусах барабан купола, покоящийся на четырех мраморных колоннах.
Размещение сводов креста выше сводов боковых нефов является особенностью, которая не встречается в других четырехстолпных церквах. Восточная ветвь креста в два раза длиннее других и перекрыта одним непрерывным сводом. Последний покоится на двух продольных стенах, связывающих восточные колонны с двумя полупилястрами восточной стены по обеим сторонам апсиды. Две колонны разделяют нижнюю часть этих стен на два прохода к жертвеннику и к диаконнику.
При первом взгляде на план создается впечатление, что две восточные колонны отделяют прямоугольное в плане предапсидное пространство, характерное для четырехстолпных церквей константинопольского варианта. Но в этом случае настоящее предапсидное пространство отсутствует. Оно существует только в плане, а не как пространственный объем, ограниченный сверху самостоятельным более низким сводом. По своей стенной живописи церковь Петра и Павла датируется XIV в.
Во втором центре церковного строительства XII—XIV вв. — Месемврии — частично сохранились две четырехстолпные церкви: Вседержителя и Ивана Алитургитоса (Неосвященного). Они характерны для месемврийской архитектурной школы, и поэтому заслуживают подробного рассмотрения.
Тырново. Церковь Петра и Павла. Интерьер
Месемврия. Церковь Вседержителя (Пантократора), конец XIII—XIV в. Северный фасад (реконструкция)
Церковь Вседержителя — удлиненная в плане постройка (длина 16 м, ширина 6,7 м) со стройными пропорциями и деталями, более мелкими и обильными вверху. Ее общий план представляет собой замкнутый прямоугольник, из которого выступают только три переходящие одна в другую апсиды.
Внутри церковь расчленена на три четко разграниченные части — алтарь, храм и притвор. В алтаре предапсидное пространство архитектурно не выделено, и храм имеет продолговатую форму. На западных частях его северной и южной стен выделено по одной широкой плоской нише, несколько оживляющей гладкие стены храма.
Простоту форм подчеркивают и ровные цилиндрические своды нефов, которые придают им базиликальный вид. Следует отметить характерную особенность: свод западной ветви креста пересекается другим цилиндрическим сводом, концы которого образуют на южном и северном фасадах полукруглые закомары, подобные закомарам главного поперечного нефа. Подкупольный барабан разделен внутри на 16 вогнутых граней в форме каннелюр, сужающихся кверху и соединяющихся в центре купола.
Стена толщиной 1,2 м отделяет притвор от храма; по середине ее — вход, ведущий в храм. В притвор вели два входа — главный с запада и меньший с севера. Притвор, прямоугольный в плане, покрыт эллипсовидным сводом, несущим четырехгранную колокольню с восьмигранным куполом под пирамидальной кровлей.
Месемврия. Церковь Вседержителя (Пантократора), конец XIII—XIV в. План, разрез
Церковь Вседержителя построена из камня и кирпича, использованных также и в декоративных целях. На фасадах от цоколя до верха барабана и колокольни три или четыре ряда кирпичей ритмически чередуются с тремя или четырьмя рядами хорошо обтесанных камней. Изнутри стены сложены более небрежно, потому что здесь они оштукатурены и покрыты фресками.
Разработка всех четырех фасадов церкви неодинакова. Всего богаче восточный фасад. Южный фасад, обращенный к городу, также обработан более разнообразно, чем западный и северный. Однако на всех фасадах зодчие стремились к одному и тому же эффекту, который получался в результате комбинирования пластических и цветовых элементов. Пластические элементы состоят из ритмически чередующихся закомар, глухих арок, аркатурных поясков, зубчатых карнизов и других деталей, расположенных один над другим и создающих целостное впечатление. Эффект этого декоративного убранства основывается на строгом ритме форм, света и тени. Его дополняет цветовой ритм, осуществленный простым сочетанием белизны камня, красного цвета кирпича, зеленой и красной глазурью глиняных декоративных кружков и розеток.