Типы церквей 3. Костница Бачковского монастыря. Церковь Параскевы в Месемврии - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Типы церквей 3. Костница Бачковского монастыря. Церковь Параскевы в Месемврии

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Болгарии > Архитектура эпохи Второго Болгарского царства
    Однонефные сводчатые церкви. Однонефные сводчатые церкви известны еще со времен Первого Болгарского царства, но в первых болгарских столицах они имели слабое распространение. Без сомнения, однонефные сводчатые церкви, как наиболее скромные и дешевые, продолжали строить и позднее, во время византийского владычества и Второго Болгарского царства, в маленьких и бедных монастырях и селениях.
    Но наряду с этими небольшими церквами, которые не выделялсь своей архитектурой, в течение XI—XIV вв. в Болгарии было построено несколько однонефных церквей с более богатым внешним убранством, которые соперничали с крестовокупольными церквами в городах и занимали видное место в церковной архитектуре Месемврии и, главным образом, Тырнова.
Бачковский монастырь. Костница, 1083 г. Общий вид
Бачковский монастырь. Костница, 1083 г. Общий вид
    Церкви этого типа покрыты цилиндрическим сводом. У одних свод был гладким, у других он был усилен несколькими арками, которые покоились на пилястрах продольных стен.
    На первое место среди таких церквей надо поставить единственный в своем роде памятник — так называемую "усыпальницу" ("костница") Бачковского монастыря построенную в 1083 г.
    Усыпальница представляет собой двухэтажную постройку длиной 18 и шириной 7 м. Нижний этаж состоит из притвора и продолговатого однонефного сводчатого зала с широкой полукруглой апсидой с востока. В каменный пол зала было вделано 14 склепов. Притвор квадратный со входом с запада. Верхний этаж выше и заканчивается с востока пятигранной апсидой одной ширины с нефом. Притвор открывался на три стороны широкими арками, заделанными еще в XIV в. Незаделанной осталась только широкая арка на западной стене, придающая притвору вид лоджии, над которой находилось тройное окно. Старое перекрытие верхнего этажа усыпальницы было разрушено и в более поздний период заменено деревянной конструкцией. Однако три пилястры на северной и южной стенах показывают, что на них покоились три поперечные арки, которые поддерживали также поперечные в отношении длинной оси своды.
    Нижний этаж усыпальницы построен целиком из ломаного камня, а стены верхнего этажа — из чередующихся рядов кирпичной и каменной кладки. На пяти гранях апсиды выложено пять глухих арок, дуги которых сделаны из радиально поставленных кирпичей.
    Восемь таких же, но более высоких арок оживляют протяженную плоскость южной стены. Эти арки не связаны с внутренней конструкцией и имеют чисто декоративное назначение. Арки двуступенчатые и разделены не плоскими пилястрами, а полуколонками, причем кирпичные и каменные ряды проходят и через полуколонки.
Бачковский монастырь. Костница, 1083 г. Планы этажей
Бачковский монастырь. Костница, 1083 г. Планы этажей
    По своему облику усыпальница Бачковского монастыря чужда старой болгарской архитектуре. Ее двухэтажная композиция, трактовка нижнего этажа как монастырской усыпальницы и особая декоративная обработка фасадов находят параллели в сирийской и армяно-грузинской архитектуре. Это объясняется тем, что основателем монастыря был грузин или армянин и что первоначально монастырь предназначался только для его соотечественников. Но смешанная кладка из чередующихся рядов кирпича и камня характерна не для Востока, а для Балкан, где она продолжала применяться до позднего средневековья. Зато изолированной в Родопах осталась банковская декоративная аркада с ее полуколонками на лопатках.
    К группе однонефных церквей с арочными поясами относятся и несколько церквей XIII и XIV вв. на Трапезице (Тырново). До нас дошли только части стен этих небольших построек. Их размеры колеблются между 15Х4,5 и 9,57Х4,37 м. В плане они прямоугольны, имеют одну многогранную апсиду и притвор. Их алтарное пространство архитектурно не отделено от нефа. Остатки двух пар пилястр на продольных стенах позволяют думать, что лежавшие на них арки несли цилиндрический свод.
    Церкви этого типа строились преимущественно из ломаного камня на белом растворе с выровненной лицевой стороной. Местами в стенах виднеются гнезда от сгнивших теперь деревянных балок. Там, где стены сохранились на большую высоту, видны ряды кирпичей, свидетельствующие о том, что и здесь применялась смешанная кладка. Снаружи церкви имели, вероятно, двускатную кровлю, покрывавшую всю постройку.
    На западном фасаде было обычно три арки: средняя — со входом, а боковые — глухие. Глухие арки были и на внешней стороне апсид, и на боковых фасадах, причем их размещение не имело никакой связи с членением внутреннего пространства. Все аркады на фасадах начинались над цоколем, сложенным из более крупных блоков. Цветовое убранство фасадов основывалось на чередовании красных кирпичей с белым камнем или белыми швами. Архивольты арок и окон были украшены глазурованными керамическими кружками и четырехлистными розетками.
Месемврия. Церкви
Месемврия. Церкви
1 — церковь архангелов Михаила и Гавриила, XIII—XIV вв. (план и северный фасад): 2 — церковь Параскевы Пятницы, XIII—XIV вв. (план, разрез, южный фасад)
    К тому же типу принадлежит и церковь Параскевы в Месемврии. Обладавшая таким же планом и таким же покрытием нефа, как и церкви на Трапезице, она имела притвор, почти полностью повторявший притворы церквей Пантократора и Гавриила как по своему покрытию куполом посередине, между двумя арками, так и наличием во втором ярусе колокольни.
    По своей кладке и отделке стен церковь Параскевы аналогична рассмотренным выше месемврийским церквам. Над цоколем из трех рядов камней следует смешанная кладка из одного ряда камня и трех рядов кирпича. Нижняя часть фасадов обработана глухой аркадой, а выше повторяется та же аркада, но в меньшем масштабе. Люнеты больших арок заполнены различными фигурами из кирпича: солнце, шахматный узор, зигзаг, "рыбья кость" и пр. Отделка западного фасада такая же, но здесь наличие главного входа заставило подчеркнуть его в нижней и верхней полосах арками более значительных размеров.
    По аналогии с месемврийскими церквами XIII—XIV вв. церковь Параскевы можно отнести к тому же времени.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому