Болгария XV—XVIII вв. Культовая архитектура - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Болгария XV—XVIII вв. Культовая архитектура

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Болгарии > Архитектура XV—XVIII вв.
    Культовая архитектура. Турецкое владычество не благоприятствовало культовому строительству. До 30-х годов XIX в. сооружение больших церквей было запрещено. Новые церкви разрешалось строить только деревянные, низкие или врытые в землю. Небольшие возможности имелись и для восстановления разрушенных церквей. Зато не прекращалось разрушение церквей и превращение их в мечети. Для этого использовались различные поводы. В связи с сопротивлением населения Чепинской межгорной впадины в Родопах насильственному отуречиванию в 1656 г. были разрушены 218 церквей и 33 монастыря, находившиеся между с. Костенец и г. Станимака (Асеновград).
    Но несмотря на все это строительство церквей окончательно не прекратилось. При этом применялся простейший тип маленькой однонефной церкви с цилиндрическими сводами и одной или тремя апсидами. Большая часть этих церквей первоначально была без притвора, но иногда притворы строились одновременно с церковью. Церкви сооружались из камня на известковом растворе без примеси толченого кирпича и перекрывались каменными плитами, уложенными прямо поверх свода. Внутренние поверхности стен покрывались живописью; иногда стенопись встречается и на внешней стороне западной стены.
Село Студена (Кюстендильская околия). Церковь Георгия, XVI—XVII вв.
Село Студена (Кюстендильская околия). Церковь Георгия, XVI—XVII вв.
    В западной части страны преобладает тип церкви с тремя апсидами, выдвинутыми наружу за пределы западной стены.
Планы церквей
Планы церквей
1 — в с. Студена; 2 — в Дмитриевском монастыре в с. Бобошево, XV в.
    Церковь в Дмитриевском монастыре возле с. Бобошево (Станке-Димитровская околия) второй половины XV в. с притвором XIX в. и церковь Георгия в с. Студена (Кюстендильская околия), которую по архитектуре, характеру стройки и стенописи следует отнести к XVI—XVII вв., могут служить примерами церквей с одной и тремя апсидами.
    Среди церквей, построенных в период турецкого владычества, особенно интересны все семь церквей в с. Арбанаси. Эти церкви приобрели свою окончательную форму постепенно, в результате пристроек. Самая старая из них — церковь Рождества Христова. Она сложена из камня на известковом растворе, имеет цилиндрические своды и, судя по надписям в росписи притвора, закончена в самом начале XVII в.
    Анализ конструкций и строительной техники позволяет выявить несколько последовательных периодов расширения здания и дает основание предполагать, что первоначальная однонефная церковь без притвора относилась, вероятно, ко времени, предшествующему турецкому завоеванию.
Село Арбанаси. Церковь Рождества Христова, начало XVII в. Разрез, план
Село Арбанаси. Церковь Рождества Христова, начало XVII в. Разрез, план
Село Арбанаси. Церковь Рождества Христова, начало XVII в. Общий вид
Село Арбанаси. Церковь Рождества Христова, начало XVII в. Общий вид
Бачковский монастырь. Церковь Богородицы, 1604 г. Общий вид
Бачковский монастырь. Церковь Богородицы, 1604 г. Общий вид
Бачковский монастырь. Генеральный план и разрез церкви Богородицы
Бачковский монастырь. Генеральный план и разрез церкви Богородицы
    Единственной большой церковью этого периода, сохранившейся до наших дней, является соборная церковь в Банчковском монастыре возле Асеновграда. Она построена в 1604 г. на месте более старой церкви, относившейся, вероятно, ко времени основателя монастыря Пакуриана. Церковь 1604 г.— крестовокупольная с цилиндрическими и крестовыми сводами и куполом на широком барабане, покоящемся на четырех колоннах. Церковь возведена из кирпича на известковом растворе и облицована местным мрамором. Росписи стен выполнены в 1634 г. и вторично в в 1850 г.
    По сравнению с другими монастырями страны Бачковский монастырь находился в лучших условиях, так как еще при турецком владычестве он перешел в непосредственное подчинение константинопольскому патриаршеству. Этим объясняются большие строительные работы, осуществленные в монастыре в первой половине XVII в., и то, что он уцелел при огромных разрушениях, нанесенных турками этому краю в 1656 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому