Собор Софии. Церкви у с. Иваняне, на Джанавар-тепе, в с. Клисекьой. "Красная церковь" - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Собор Софии. Церкви у с. Иваняне, на Джанавар-тепе, в с. Клисекьой. "Красная церковь"

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Болгарии > Доболгарская архитектура на территории Болгарии
    Совершенно особый вид купольной базилики представляет собой собор Софии (VI в.) в городе Софии. В нем сочетаются элементы эллинистической, сводчатой и купольной базилик. В плане он представляет собой трехнефную постройку с одной трехгранной апсидой и нартексом, фланкированным двумя помещениями с полукруглыми апсидами с востока и запада. К этим основным частям прибавлены поперечный неф и квадратное в плане пространство между апсидой и поперечным нефом. Массивные четырехгранные столбы, часто расставленные и связанные между собой арками без посредства капителей, отделяют средний неф от боковых.
София. Собор Софии. Вид с юго-запада
София. Собор Софии. Вид с юго-запада
    Средний неф значительно возвышается над боковыми, пересекает более низкий трансепт и продолжается к востоку, включая и предапсидный квадрат. Так как последний не отделен, как в византийских церквах, более низким сводом, это пространство получает форму латинского креста, составленного из системы одинаковых по форме элементов, и хорошо читается благодаря обильному освещению. В месте пересечения среднего и поперечного нефов образуется подкупольный квадрат, перекрытый при помощи сферических парусов глухим куполом. Галерея имеется только над притвором.
София. Собор Софии, VI в. План
София. Собор Софии, VI в. План
София. Собор Софии, VI в. Разрез
София. Собор Софии, VI в. Разрез
    Внешний облик церкви, отличающийся строгой монументальностью, точно отражает внутреннее членение пространства. Собор Софии построен из кирпича на красном растворе. На его стенах можно обнаружить много более поздних поправок, которые, однако, не изменили его первоначальных форм.
    На территории Болгарии были распространены и однонефные церкви, скромные по размерам и архитектурному оформлению. В основе их плана лежал прямоугольник, к которому с восточной стороны примыкала полукруглая или трехгранная апсида, а с западной — иногда притвор. В некоторых случаях ширина апсиды равнялась ширине нефа (Аксиополис в Добрудже). Можно думать, что перекрывались эти церкви цилиндрическим сводом или деревянной конструкцией.
    Примером однонефных церквей без притвора может служить кладбищенская церковь в Софии, построенная еще в IV в. Пол ее был покрыт мозаикой с геометрическими фигурами и одной общей композицией в апсиде, представлявшей аллегорию рая. Позднее эта церковь была разрушена, и на ее развалинах в VI в. был построен собор Софии.
    Более сложный план имела церковь в с. Исперихово (Пазарджикский район), датируемая V в., которая кроме притвора имела маленькую часовню, пристроенную к ее южной стене. Длина церкви составляет 23,6 м, а ширина — около 10 м.
    Трехгранную апсиду и притвор имела церковь в с. Веригово (Пловдивский район), относящаяся, по всей вероятности, к VI в. Она была построена из слоев ломаного камня, чередующихся с рядами кирпича на красном растворе. Кровля была деревянная.
    Более сложную разновидность однонефных церквей представляют собой церковь в окрестностях с. Иваняне (Софийский район) и церковь на Джанавар-тепе в окрестностях Варны.
    Церковь в окрестностях с. Иваняне (V—VI в.) имеет трехгранную апсиду и притвор,отделенный от нефа колоннадой. Общая длина церкви 17 м, а ширина нефа, вероятно имевшего деревянное перекрытие, достигает 5,2 м. Особенность этой церкви составляют четыре боковых помещения: по одному с обеих сторон притвора и по одному у северной и южной стены нефа. До нашего времени уцелела только нижняя часть стен, почему назначение этих помещений и строение их верхних частей не могут быть точно определены.
    Одно или два помещения у притвора или у алтарной части известны нам по другим ранневизантийским церквам в Болгарии (собор Софии в городе Софии, Еленская базилика, Пиринч-тепе), но там в них размещались лестницы, которые вели на второй этаж, или баптистерий. Помещения же по сторонам единственного нефа Иванянской церкви имеют совсем особое положение и назначение.
     Их нельзя считать поперечным нефом потому, что они не одинаковы по своим размерам, что они не открыты к нефу на протяжении всей своей ширины и что под каждым из них находится выложенная из кирпича крипта. Пилястрам на западных стенах восточных помещений отвечают такие же на восточной стене помещения у притвора; видимо, эти пилястры несли арки, связывавшие восточные и западные помещения. Если это так, то церковь в окрестностях с. Иваняне не имела формы открытого креста.
Планы церквей
Планы церквей
1 — в с. Иваняне, V—VI в.; 2 — на Джанавар-тепе близ Варны, V—VI в.; 3 — в Клисекьой. V в.; 4 — «Красной церкви» в Перуштице VI в.
    Много общего по своему плану с Иванянской церковью имеет церковь на Джанавар-тепе (V—VI в.) в окрестностях Варны. Она также представляет собой однонефную постройку с нартексом и с одной не видной снаружи апсидой. И здесь мы находим четыре пристройки, не связанные с нефом: две у нартекса и две у восточного края здания, образующие его ровный восточный фасад. Полы двух восточных помещений были покрыты мозаикой. В них входили через солею. Две витые лестницы, построенные в толще стены за апсидой, вели на их верхний этаж.
    Одно из западных помещений служило баптистерием, а другое, тоже выложенное мозаикой, может быть, было развитой лестницей, которая вела к этажу над нартексом. Церковь на Джанавар-тепе отличается массивностью своей кладки и почти полной изолированностью от внешнего мира: она имеет только один вход, расположенный в середине западного фасада. Толстые стены нефа и боковых помещений говорят не только о тяжелых сводчатых перекрытиях над ними, но и о желании строителя сделать из культового сооружения неприступную крепость.
    Остатки крестообразной церкви, построенной в V в., находятся в теперешнем селе Клисекьой. Крестообразный план постройки явился результатом пересечения двух нефов (главный — шириной 6,3 м, поперечный — 5,8 м), которые, вероятно, имели одинаковую высоту и были перекрыты сводами. Можно полагать, что квадрат, образованный пересечением нефов, был перекрыт куполом. С запада к церкви был пристроен небольшой нартекс, к которому примыкали с юга прямоугольный баптистерий, а с севера — меньшее помещение неизвестного назначения. Существенную особенность этой церкви составляет ее почти квадратный атриум с аркадой на четырехугольных столбах. Церковь вместе с атриумом была внушительной постройкой длиной 44 м и шириной (поперечный неф) 18,2 м.
    Над цоколем из больших тесаных камней местами видна кирпичная кладка; в других местах из кирпича была выложена только лицевая поверхность стен, а их внутренность была заполнена забуткой. В качестве связующего был применен красный раствор.
    Особое место в доболгарской архитектуре занимает одна постройка в окрестностях села Перуштица (Пловдивский район), известная под названием "Красной церкви"; она целиком построена из красного кирпича с широкими (7 см) швами красного раствора. Это остатки единственной в Болгарии церкви VI в. с центрическим планом. Центр нефа — квадрат (со стороной 8 м) с конхами на северной, западной и южной сторонах. Четвертой конхой является алтарная апсида, перед которой было четырехугольное пространство.
Перуштица. "Красная церковь", VI в. Реконструкция
Перуштица. "Красная церковь", VI в. Реконструкция
    Конхи поддерживали квадратный в плане барабан со срезанными углами, на котором покоился полусферический купол. Северная и южная конхи окружены более низкими обходами. С запада к нефу примыкали два притвора и один открытый портик с четырьмя колоннами. И здесь с обеих сторон притвора было по одному помещению. Северное, квадратное, служило баптистерием; южное представляло собой в плане удлиненный прямоугольник с полукруглой апсидой. Все проемы в помещении перекрыты цилиндрическими арками и сводами. Пол церкви был выложен мозаикой, а стены на 2 м и высоту были облицованы мраморными плитами, над которыми сохранились остатки стенной живописи.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому