Строительство. Храмы, базилики - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Строительство. Храмы, базилики

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Болгарии > Доболгарская архитектура на территории Болгарии
    На территории современной Болгарии в период римского, а затем византийского владычества до образования болгарского государства велось большое строительство крепостных стен вокруг городов, а также общественных, культовых и жилищных сооружений. Византийский писатель Прокопий Кесарийский сообщает, что в царствование Юстиниана I (527—565 гг.) было построено или возобновлено значительное количество крепостей, которые образовывали пограничную и внутреннюю оборонительную систему. Эти крепости еще недостаточно исследованы, а жилые постройки нам почти неизвестны, так как ни один из старых городов еще полностью не раскопан.
    Лучше исследованы памятники христианской церковной архитектуры, остатки которых находятся по всей стране.
    Христианство начало распространяться в этой части Балканского полуострова еще с начала IV в.
    В непродолжительный срок количество христианских общин значительно увеличилось, а в более крупных городах появились епископы.
    В первой половине IV в. в некоторых из старых городов были построены первые христианские церкви. После застоя, вызванного нашествием готов и гуннов, строительство возобновилось и достигло высокого развития в царствование Юстиниана I, когда кроме многочисленных крепостей было построено значительное количество церквей, превосходивших по размерам и архитектуре церкви IV в.
    При строительстве ранневизантийских крепостных сооружений и церквей в доболгарскую эпоху применяли или только тонкие кирпичи, или смешанную кладку из чередующихся рядов ломаного камня и трех рядов кирпича. Существовал еще и третий способ кладки — с забуткой между лицевыми стенками из кирпича или камня. Строительный материал — камень или кирпич — связывался прочным раствором из песка и извести, к которому в большинстве случаев прибавляли толченый кирпич (для краткости этот раствор будем называть в дальнейшем "красный раствор" в отличие от "белого раствора", который состоит только из извести и песка). При кирпичной кладке толщина швов равняется толщине самих кирпичей (от 3,5 до 6 см).
    За редкими исключениями церкви этой эпохи дошли до нас только в развалинах. Большинство из них известно лишь по фундаментам, обнаруженным в последнее время при раскопках, почему трудно судить об их первоначальном облике. В большинстве случаев можно восстановить только план и по нему лишь приблизительно определить общий архитектурный тип. Отдельные находки показывают, что многие церкви имели полы из мраморных плит или кирпича, в других пол состоял из разноцветных камней, образовывавших геометрический рисунок (opus sectile), а в третьих он был мозаичным, с геометрическими, растительными или фигурными мотивами. Остатки стенной штукатурки со следами фресок или мозаики показывают, что и в эту раннюю эпоху стены церквей украшали живописью. Не меньшее значение имели элементы архитектурного убранства, остатки которого обнаружены почти во всех церквах: колонны, капители, базы, карнизы, резные плиты парапетов и пр.
    Начиная с IV в. на территории Болгарии установлено четыре главных архитектурных типа христианского храма: 1) базилика; 2) однонефная церковь; 3) крестообразная церковь; 4) церковь с центрическим планом.
    Следует различать три варианта базилики: эллинистический, сводчатый и купольный.
    Эллинистическая базилика имела распространение преимущественно в юго-восточной части страны — по берегам Черного моря и в Добрудже. Это трехнефные постройки с продолговатым прямоугольным планом, с полукруглой или трехгранной апсидой на восточной стороне, а в ряде случаев с такими же апсидами у боковых нефов. Атриум установлен только в двух эллинистических базиликах (Тропеум в Добрудже и Хисар в Южной Болгарии), где он связан с обыкновенным притвором. Другие базилики этого варианта имеют с запада только притвор, обыкновенно трехчастный в соответствии с тремя нефами. К базилике пристраивался иногда баптистерий. В базилике на Пиринч-тепе (в окрестностях Варны) баптистерий, прямоугольный с трехгранной апсидой, находится у северо-восточного угла и связан с жертвенником посредством узкого помещения. В его центре устроена крестообразная купель, выложенная мраморными плитами, к которой вели несколько ступеней.
Планы базилик
Планы базилик
1 — на Пиринич-тепе близ Варны; 2 — "Старой митрополии" в Месемврии, вторая половина VI в.;
Планы базилик
Планы базилик
3 — в Белове, VI в.;
    Нефы разделялись двумя рядами колонн, однако в более поздний период их начали заменять четырехгранными каменными или кирпичными столбами. В базилике над Абтаатом в каждом ряду было по два столба и по четыре колонны. Колонны и столбы несли обыкновенно арки, но нельзя утверждать, что столбы имели капители.
    Нет возможности восстановить архитектуру эллинистических базилик Болгарии. Однако по аналогии с лучше сохранившимися базиликами в других странах можно думать, что и здесь средний неф возвышался над боковыми и его окна обеспечивали обильное освещение интерьера. Небольшое прямоугольное помещение у северо-западного угла базилики на Пиринч-тепе, соединявшееся только с притвором, могло вмещать лестницу, ведущую к этажу над притвором, а может быть и на хоры над боковыми нефами.
Планы базилик
Планы базилик
4 — в Пирдопе, VI в.
    Нерешенным остается и вопрос о характере перекрытий нефов. Однако можно с большой долей вероятности допустить наличие обыкновенного деревянного перекрытия с плоским потолком или открытой внутрь системой стропил, характерной для эллинистических базилик.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому