Болгария. Архитектура
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Болгарии
Архитектура Болгарии, возникшая на базе культурного наследия фракийцев, греков и римлян, населявших ранее ее территорию, развивалась в соответствии с задачами, которые выдвигало историческое развитие страны, и в тесной связи с архитектурой соседних народов.
Первое Болгарское царство было раннефеодальным государством, единым, с сильной центральной властью, и его постройки были крупными, строгими и монументальными. Такие сооружения, как крепости Мадары и Охриды, дворцы в Плиске и Преславе и большие храмы-базилики, обнаруживают больше связи с местной доболгарской, преимущественно позднеантичной, архитектурой, чем с современным им византийским зодчеством. Уже в первые века своего существования болгарская архитектура вступила на путь самостоятельного развития, ярко проявившегося в таких постройках X в., как Круглая церковь в Преславе. Это здание не находит аналогий ни в доболгарской, ни в византийской архитектуре, хотя ее атриум, ротонда, экседры и колоннады и говорят о переработке болгарскими зодчими римских мотивов.
Византийское влияние в эпоху Первого Болгарского царства сказалось больше всего в появлении в Болгарии типа четырехстолпной крестовокупольной церкви с пониженными углами (преимущественно в провинциальном, а не в константинопольском варианте) и в распространении смешанной кладки стен из чередующихся рядов камня и кирпича, использовавшейся и для украшения фасадов.
Во Втором царстве феодальные отношения достигли полного развития: усилилась власть отдельных феодалов, возросло значение местных центров, обострились классовые противоречия. В соответствии с этим изменилась и архитектура. Крепости стали меньше, но их начали размещать в более неприступных местах.
Меньшими стали и церкви, придворные, монастырские и приходские. Среди них преобладали четырехстолпные крестовокупольные церкви, иногда с притвором и колокольней над ним, однонефные церкви с куполом, с такими же притвором и колокольней и изредка с боковыми конхами, а также простейшие однонефные церкви, покрытые цилиндрическим сводом. Небольшие размеры церквей возмещались изяществом пропорций и более богатым, чем раньше, убранством фасадов. Все это роднит болгарскую архитектуру XII—XIV вв. с современной ей византийской, развивавшейся в сходных исторических условиях, но еще более близка она к архитектуре других южнославянских земель.
Тип однонефного храма с куполом, колокольня над притвором, нарядность фасадов были характерны и для сербской архитектуры XIV в., но там в декоративной обработке преобладала каменная резьба. В Болгарии же получил дальнейшее развитие известный там с IX в. прием декоративных, не связанных со структурой здания аркад, появились арочные пояски под карнизами, закомары и обработка барабанов.
Сочетание камня, кирпича и раствора создавало на фасадах цветные узоры, которые дополнялись керамическими вставками, известными уже в архитектуре Первого Болгарского царства, появившимися с XII в. в архитектуре Македонии, а с XV в.— и к северу от Дуная, в Валахии и Молдавии, но неизвестными Византии. Византийская архитектура времени Палеологов сама заимствовала у южных славян, и в частности у болгар, некоторые формы и приемы декоративного убранства, о чем наглядно свидетельствуют фасады константинопольского дворца Текфур-Серай и церкви Апостолов в Салониках с их богатой орнаментикой.
Дальнейшее развитие архитектуры Болгарии было прервано турецким нашествием, прекратившим на четыре столетия строительство крупных зданий общественного назначения. Лишь с конца XVIII— начала XIX в. эпоха Возрождения наступила и для болгарской архитектуры, в которой наряду с новыми приемами, отражавшими изменения, которые произошли к этому времени в архитектуре Европы, получили дальнейшее развитие и старые традиции. Об этом этапе истории архитектуры Болгарии будет сказано дальше.