Болгария. Развитие 2
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Болгарии
Провозглашение в 865 г. христианства официальной религией Болгарии оказало решительное влияние на развитие болгарской культуры. В это время в первую очередь для удовлетворения потребностей болгарской церкви была создана болгарская письменность на славянском языке и на основе славянской азбуки.
Строительство, искусство и литература в Болгарии достигли своего расцвета при царе Симеоне (893—927 гг.), когда границы государства включали почти всю территорию Балканского полуострова. В течение X в. Болгария превосходила по своей материальной и духовной культуре все другие славянские и ряд западных государств. Ее столицей в этот период был новопостроенный город Преслав. В политическом и военном отношении Болгария стала соперницей самой Византии. Однако последняя сделала все возможное, чтобы избавиться от такого опасного соседства. В 972 г. Византии удалось завладеть восточной половиной страны, а в 1018 г. в результате продолжительных и кровопролитых войн была покорена и западная ее половина. Этим был положен конец существованию Первого Болгарского царства (680—1018 гг.).
Под властью Византии Болгария находилась свыше полутора веков. Византийские правители и духовенство не заботились о культурных потребностях покоренного болгарского народа и не поощряли развития строительства и искусства. Народ изнемогал под бременем жестокой феодальной эксплуатации; кроме того, его разоряли набеги печенегов и половцев.
Однако, несмотря на эти тяжелые условия, в болгарском народе не угасали национальное самосознание и стремление к свободной жизни. В 1185 г. болгарский народ освободился от византийского ига, и болгарское государство было восстановлено. Место византийских правителей заняла местная феодальная аристократия во главе с болгарским царем; эта новая аристократия взяла в свои руки государственный аппарат. Управление церковью также перешло в руки болгарского духовенства. Столицей государства сделался новооснованный город Тырново, который более двухсот лет был его политическим и культурным центром.
При царе Иване Асене II (1218—1241 гг.) границы Болгарии были расширены до трех морей, омывающих Балканский полуостров. На непродолжительное время они включили весь болгарский народ, но отсутствие экономического единства не позволило осуществить полное и прочное политическое, церковное и культурное объединение страны. Она состояла в это время из ряда феодальных владений, причем некоторые из них представляли собой почти самостоятельные государства. Отдельные города этих владений нередко становились ведущими культурными центрами.
Условия, создавшиеся в свободном государстве, способствовали новому развитию болгарской феодальной культуры. Возродились архитектура, литература и живопись. Наряду с городом Тырново стал выдвигаться как крупный экономический и культурный центр приморский город Месемврия (теперешний город Несебр). Важную роль в качестве культурных очагов играли болгарские монастыри.
В 1396 г. Болгария вторично утратила свою политическую независимость. Страной овладели турки, и в продолжение почти полных пяти веков болгарский народ жил под тяжким турецким игом. Лишившись своего государства, болгарское христианское население утратило важнейшие факторы, содействовавшие в предшествующие периоды развитию архитектуры, литературы и искусства. Культурная жизнь страны почти полностью замерла. Новое строительство было весьма ограничено; множество старых церквей и монастырей было разграблено, разрушено или сожжено, а самые значительные из них были превращены в мечети.
Наиболее древние произведения праболгарского зодчества имели по преимуществу практическое назначение: они должны были обеспечивать защиту столицы и рубежей государства, служить жилищем хану и боярам и импонировать своим монументальным видом; строились также языческие храмы, в которых праболгары осуществляли свой религиозный культ. Объявление христианства официальной религией заложило основы болгарской церковной архитектуры и связанного с ней декоративного искусства.
Первые христианские храмы были сгруппированы преимущественно в двух областях, которые в конце IX в. и в течение всего X в. были центрами политической и культурной жизни страны, — Плиске и Преславе в северо-восточной Болгарии и Охриде и Преспе в Македонии. В этих двух областях в качестве типа общественной и представительной церкви сложилась трехнефная базилика, исторически продолжившая старую местную строительную традицию, воспринятую болгарскими зодчими.
Кроме базилики в Болгарии появился главным образом в X в. тип четырехстолпной крестовокупольной церкви, который за редким исключением не отражал влияния константинопольского прототипа, а осуществлялся по провинциальным вариантам. Таким образом, как в отношении базилики, так и в отношении крестовокупольной церкви болгарская церковная архитектура проявила в IX и X вв. известную независимость от Византии. Исключение по своему архитектурному типу составляла одна церковь в Преславе, построенная примерно в 900-х годах. Она представляла собой круглую постройку с нартексом и атриумом и напоминала аналогичные византийские церкви VI в.
По величине церкви Первого Болгарского царства можно разделить на два вида. В Плиске, Преславе, Охриде и Преспе строили большие базилики. Имеются данные, на основании которых можно полагать, что это постройки, воздвигнутые по заказу членов царской семьи или высшего духовенства. В то же время в Плиске и Преславе строили базилики и крестовокупольные церкви, которые по своим незначительным размерам напоминали семейные церкви-усыпальницы знатных бояр.
Болгарские церкви IX и X вв. в их первоначальном состоянии не сохранились. Одни из них были впоследствии перестроены, другие известны нам лишь по их развалинам или основаниям. В силу этого их архитектурный образ не совсем ясен. На основании кратких письменных сведений и скудных археологических данных можно получить лишь известное представление об их внутренней архитектуре и живописном убранстве.