Деревянные церкви
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура древнерусского государства (X в.— начало XII в.)
Христианство начало распространяться среди восточных славян еще до официального крещения Руси в 988 г. Летописные свидетельства от 882 и 945 гг. говорят о существовании в эти годы в Киеве нескольких церквей.
Характер восточнохристианского богослужения требовал, чтобы в церковном здании имелись помещение для молящихся, примыкающий к нему с восточной стороны меньший по размерам алтарь и западная пристройка — притвор, который в русских условиях служил, быть может, для изоляции в зимнее время основного помещения от холодного внешнего воздуха. Эти основные части храма, расположенные по оси восток—запад, русские плотники возводили привычными им методами из горизонтально уложенных венцов, что обусловливало определенные пределы длины стен.
Изображения деревянных церквей в рукописи "Житие Бориса и Глеба" XIV в.
При распространенной длине бревен от 6 до 9 м вместимость квадратного сруба составляла примерно от 100 до 220 человек. Для получения большей полезной площади приходилось делать основное помещение крестообразным или восьмиугольным в плане. В первом случае вместимость его увеличивалась вчетверо, а во втором, несмотря на большую потерю длины бревна на врубки, примерно в шесть раз. О применении восьмигранных ("круглых" по позднейшей терминологии) срубов для деревянных церквей X—XI вв. трудно сказать что-либо определенное, но миниатюры XI и XIV вв., изображающие деревянные храмы, возводившиеся в первой половине XI в. в Вышгороде близ Киева, позволяют предполагать, что восьмигранные и крещатые срубы тогда применялись.
На этих миниатюрах изображены деревянные церкви разных типов. На одной из них видна временная церковь, построенная на месте сгоревшей. Это прямоугольный сруб с дверью на торцовом фасаде и невысокой двускатной крышей с крестом на ее коньке. Менее ясно изображение более ранней церкви, квадратной или круглой в плане, покрытой пирамидальной или конической крышей, с главой, стоящей на высокой шейке. Свойственная древнерусским художникам манера изображать здания как бы с угла и показывать у четырехугольного в плане здания две стороны его делает более правдоподобным предположение, что здесь изображено восьмигранное рубленое здание с шатровой крышей.
С большей уверенностью можно предполагать, что сменившая в 1020—1026 гг. простейшую временную церковь "церковь великая", "о пяти верхах" была крестообразной в плане и состояла из пяти срубов. Она изображена в виде пяти узких и высоких объемов, объединенных невысоким притвором и увенчанных каждый треугольным фронтончиком и главой на высокой шейке.
Такие пять срубов удобнее всего было поставить крестообразно, один посредине и четыре по сторонам от него, а входящие углы такого крестообразного здания могли быть заполнены невысокими пристройками, делавшими план этого здания квадратным, соответствующим термину "о клетце", которым это здание охарактеризовано писателем XI в. и который означал здание, четырехугольное в плане.
Самым грандиозным произведением новгородских плотников был Софийский собор в Новгороде, построенный в 989 г. "от древ дубовых" и имевший, по словам летописи, тринадцать верхов. Тринадцати верхам могли соответствовать тринадцать срубов, из которых девять могли образовывать квадрат, а остальные четыре (алтарь и три притвора) — примыкать к центральной группе срубов со всех четырех сторон.
Такая постройка при длине бревен 8—9 м могла вмещать около двух тысяч человек (без алтаря и притворов) и должна была казаться очень внушительной благодаря своим размерам и обилию верхов. Внушительной она должна была казаться и внутри, где прорезанные широкими и высокими проемами стены превратились в мощные крестообразные в плане столбы, а расположенные в несколько ярусов невысокие окна (высокие окна, ослабляющие связь между углами сруба, вряд ли были в рубленых зданиях) еще сильнее подчеркивали своим количеством и размерами огромную величину всего здания. Необходимые для княжеского собора обширные хоры было нетрудно сделать в таком большом деревянном здании, тем более, что они связывали на высоту нескольких венцов его рубленые столбы.
Отсутствие фресок внутри деревянных церквей возмещалось большим количеством икон, и здесь несомненно зародились те высокие, многоярусные иконостасы, которые позднее перешли в каменную архитектуру и стали характерной особенностью русских храмов. Своим внешним и внутренним видом большие деревянные церкви производили сильное впечатление на зрителей, соперничая в этом отношении с каменными храмами, и летописцы не могли скрыть своего восхищения перед деревянными соборами. Так, описывая гибель от пожара в 1160 г. деревянного Успенского собора в Ростове, построенного за 168 лет до того, летописец писал о нем: "соборная дивная великая церкви святыя Богородица, якой же не было николи же не будет".