Конструкции. Материалы. Декор. Дворцы
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура древнерусского государства (X в.— начало XII в.)
Кирпич (плинфа) был основным материалом, применявшимся для возведения конструкций зданий, особенно тех, в которых действовали изгибающие усилия (столбы, арки, своды, купола, аркбутаны, простенки). Плоский прямоугольной формы кирпич (средние размеры 22X30X3 см) изготовлялся из огнеупорных и каолиновых глин, иногда местных, а иногда привозных.
Основными конструкциями древнерусского зодчества X—XI вв. были полуциркульные арки, коробовые и купольные своды, которыми перекрывались все помещения. Арки, своды и купола обычно делали в один кирпич. Толщина сводов составляла обычно около 40 см. Исключительный интерес представляют конструкции аркбутанов — разгрузочных полуарок, известных в Софийских соборах Киева и Новгорода и, возможно, бывших в ряде других зданий того времени.
Большое распространение в строительстве древней Руси получили керамические сосуды — "голосники", вставлявшиеся в кладку сводов и куполов для облегчения конструкций и, в некоторых случаях, в качестве акустических резонаторов. Кладкой из пустотелых сосудов закладывались пазухи сводов, ендовы, что значительно облегчало конструкции зданий.
Кровельным материалом служили листы свинца, которые укладывались прямо по сводам на специальной подготовке из слоя известкового с примесью цемянки раствора и крепились гвоздями. Размеры таких листов были в среднем 40X80 см при толщине 5 мм. Остатки свинцовых кровельных листов и даже целые листы часто находят при археологических раскопках. Возможно, что иногда свинцовые листы крепились и к деревянным частям крыши.
В ряде случаев известны кровли из черепицы (Переяславль) и из щепы (Новгород).
Большую роль как конструктивный и декоративный материал играл розовый шифер, добывавшийся в овручских карьерах. Из Овруча по Припяти шифер возили в приднепровские города. Из него изготовлялись карнизные плиты, плиты для полов, парапетные резные плиты, саркофаги и пр. Для внутреннего убранства в большом количестве применялся привозной (возможно из Средиземноморья) мрамор; из него делали колонны, наличники, пороги, предалтарные преграды и т.п. Специальные мастерские вырабатывали смальту (стекловидную массу) для мозаик и круглые стекла для оконниц. Такие материалы были открыты археологическими раскопками в Киево-Печерской лавре.
Полы выкладывались на известково-бетонной подготовке из цветной наборной мозаики или из шиферных плит, которые также были инкрустированы мозаикой. Иногда шиферные плиты и фигурные шиферные вставки сочетались с мозаикой, уложенной на цемяночной подготовке (Софийский собор в Киеве). Мозаика из разноцветных камней, столь характерная для полов византийских зданий VII—X вв. (херсонесские базилики), на Руси известна лишь в одном памятнике — Десятинной церкви. Начиная с XI в., мозаичные полы делались исключительно из смальты или из глазурованной керамики.
Из камня и кирпича на Руси строили главным образом храмы. Каменные гражданские постройки были сравнительно редки. В основном это были монументальные княжеские дворцы, о которых мы можем судить только на основании их остатков, находимых при раскопках. Возможно, что эти остатки каменных зданий принадлежат лишь каменным частям дворцовых комплексов, в которых большинство построек были деревянными.
Киев
1 — дворец X в. к югу от Десятинной церкви; 2 — дворец X в. в Десятинном переулке; 3 — Десятинная церковь, 989—996 гг.; 4 — Золотые ворота
1 — дворец X в. к югу от Десятинной церкви; 2 — дворец X в. в Десятинном переулке; 3 — Десятинная церковь, 989—996 гг.; 4 — Золотые ворота
Неподалеку от Десятинной церкви, в северной части Киевского детинца, были исследованы фундаменты трех таких дворцов, относящихся к X — началу XI в. Дворец, находившийся к югу от Десятинной церкви имел в длину 45 и в ширину 12,5 м. План его, имеющий форму вытянутого прямоугольника, расчленен двумя поперечными стенами на три помещения. Боковые помещения в плане близки к квадрату, центральное имеет в плане форму вытянутого прямоугольника. Фундаменты здания сложены из бутового камня (красного кварцита) на известковом с примесью толченого кирпича растворе. Стены сложены смешанным способом. По-видимому, здание имело два этажа. Его помещения были перекрыты кирпичными сводами, пролет которых достигал 9 м, что превышает все известные размеры пролетов сводов в церковном зодчестве древнерусского государства.
Второй дворец, находившийся к северу от Десятинной церкви, был подобен первому. Третий дворец, расположенный в конце Десятинного переулка, имел в длину до 75 м. Как и первый, он членился в плане на три части. Центральная часть была квадратной, боковые имели в плане форму сильно вытянутых прямоугольников. Наружные стены этого дворца были расчленены пилястрами.
Внутри дворцы были богато украшены фресковой росписью. В раскопках обнаружены фрагменты мраморных и шиферных архитектурных деталей и украшений. На значение отдельных помещений каменных дворцовых построек пока не ясно. Очевидно, это были залы, предназначенные для приемов, пиров, торжеств. На парадный характер помещений указывают остатки мозаики и фресковой росписи. Возможно, что это были княжеские гридницы, неоднократно упоминаемые в летописях. В конце XIX в. невдалеке от Десятинной церкви были обнаружены фундаменты многоугольного в плане сооружения X—XI вв., назначение которого выяснить не удалось.
Фундаменты дворца XI в., подобные описанным выше, были обнаружены около Ирининской улицы. Этот дворец, очевидно, входил в ансамбль церковных и гражданских зданий центра города Ярослава. Остатки гражданских каменных построек несколько более позднего времени были обнаружены также в Переяславле и Чернигове.
Об архитектуре киевских дворцов дают некоторое представление рисунки Радзивилловской (Кенигсберской) летописи XIV в. На этих рисунках киевские дворцы изображены в виде длинных зданий с двумя квадратными в плане башнями на концах или одной посредине. Башни перекрыты четырехскатной крышей. В нижнем этаже дворца видна аркада, на втором этаже окна.
Интересно отметить определенное соответствие этих изображений плацам раскопанных зданий. В связи с тем, что ни одно каменное гражданское здание X—XI вв. до наших дней не сохранилось, древнерусское зодчество этого времени известно в основном по культовым сооружениям. Следует отметить, впрочем, что основные идейно-художественные задачи, для которых необходимо было разрешить наиболее трудные технические проблемы, ставились перед зодчими главным образом в церковном строительстве. Церковь в эту пору была основной идеологической опорой княжеской власти. Значение церковных построек конца первой половины XI в. подчеркивается их масштабом, прочностью постройки, торжественностью архитектуры и богатством внутреннего оформления. Эти церковные постройки были также и главными общественными зданиями городов, где собиралось городское население, происходили торжественные церемонии, приемы и пр.