Чернигов. Спасский собор - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Чернигов. Спасский собор

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура древнерусского государства (X в.— начало XII в.)

Заказ работы

Введите название работы
Введите предмет работы
Введите тип работы
Введите дату сдачи
Введите email
Введите валидный email
    Вторым по времени каменным храмом древней Руси была Богородичная церковь в Тмутаракани, построенная в 1020 г. князем Мстиславом Владимировичем. В 1956 г. раскопками обнаружена сравнительно небольшая (13X16 м) трехапсидная церковь с четырьмя столбами и хорами, опиравшимися на мраморные колонны. К отождествлению ее с Богородичной церковью достаточных оснований нет, но характер ее несомненно близок древнерусскому зодчеству начала XI в. Как и в Десятинной церкви, подошва фундаментных рвов здания была уплотнена системой колышков-коротышей.
Чернигов. Спасский собор, 1036 г. Аркада на хорах
Чернигов. Спасский собор, 1036 г. Аркада на хорах
Чернигов. Спасский собор, 1036 г. Общий вид с запада
Чернигов. Спасский собор, 1036 г. Общий вид с запада
    Древнейший из сохранившихся до наших дней древнерусских храмов — Черниговский собор — был заложен тем же Мстиславом Тмутараканским незадолго до его смерти, случившейся в 1036 г. В этот год, по словам летописца, собор был возведен на такую высоту, что до верха стены мог достать всадник, стоящий на лошади.
    Исследования собора показали, что после 1036 г. был перерыв в строительстве и достраивали его, очевидно, другие мастера спустя некоторое время.
    В плане собор — трехнефный, сильно вытянутый с запада на восток. Эта вытянутость подчеркнута тем, что внутри боковые ветви архитектурного креста отделены от центрального нефа двухъярусными аркадами, что придает крестовокупольному зданию черты базилики. С восточной стороны собор завершают три полуциркульные в плане апсиды. С западной стороны находится узкий нартекс, отделенный стеной от внутреннего пространства храма. С северной стороны к нартексу приставлена башня с лестницей, ведущей на хоры. Как установлено раскопками, с юга к нартексу примыкала крещальня, построенная позднее (скорее всего в XII в.). Крещальня имела форму миниатюрного четырехстолпного храма.
    С северной и южной сторон к собору были пристроены в XII в. княжеские капеллы-усыпальницы. Раскопками установлено, что он находился в окружении княжеских дворцовых построек.
Церкви XI в.
Церкви XI в.
1 — Чернигов, Спасский собор (план, фасад, деталь кладки, продольный разрез); 2 — Полоцк, Софийский собор, 1044—1066 гг. (план); 3 — Киев. Церковь Ирины, 1037 г. (план)
    Плоскости фасадов собора завершались полуциркульными закомарами. Венчают здание пять глав. Центральный барабан украшен полуциркульными в плане нишами, чередующимися с окнами. Фасады расчленены по второму этажу профилированными пилястрами. По средним плоскостям фасадов на втором ярусе проходили широкие пояса меандрового орнамента, выложенного из кирпича. Плоские декоративные ниши членят фасады и апсиды на несколько ярусов. Масштаб ниш подчеркнуто преуменьшен, чем иллюзорно усиливается впечатление монументальности здания. Этим приемом, характерным также для средневизантийской архитектуры, древнерусские зодчие часто пользовались и в дальнейшем.
    Внутри собора интересны двухъярусные аркады. В нижнем ярусе они опираются на мраморные колонны (подобно церкви в Тмутаракани), а в верхнем ярусе — на восьмигранные столбы. Хоры были расположены не только над нартексом, но и по всей длине боковых нефов. Над боковыми нефами перекрытия были деревянные. На хорах трехъярусные аркады опираются на столбы упрощенного пучкового профиля (квадратные с полуколоннами).
    Из древнего декоративного убранства сохранились резные шиферные парапетные плиты на хорах. Внутри собора была фресковая роспись, не сохранившаяся до наших дней. Под позднейшими наслоениями был открыт лишь фрагмент этой росписи — фигура святой ("Фекла"), выполненная с большим мастерством. При раскопках были найдены древние полы из шиферных плит с мозаичными инкрустациями.
    Художественный образ собора строг, монументален и торжественен. Пропорции внутренних помещений стройны; в них уже угадывается та стройность пропорций, которая стала так характерна для древнерусского зодчества в последующее время.
Чернигов. Спасский собор. Внутренний вид
Чернигов. Спасский собор. Внутренний вид
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому