Освоение каменной техники. Материалы. Фундаменты, стены
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура древнерусского государства (X в.— начало XII в.)
Возникновение каменного зодчества на Руси относится к X в., времени формирования и расцвета древнерусского государства. Для новых типов зданий — монументальных княжеских дворцов, грандиозных городских соборов — привычная русская деревянная техника строительства была неприменима. К тому же и выработанные в Византии приемы церковного зодчества требовали иной строительной техники. Освоение Русью приемов византийской строительной техники, имевшей полутысячелетний опыт и традиции, основывавшиеся на великом античном наследии, было явлением вполне закономерным. Большую роль в освоении византийского строительного опыта сыграла церковь с ее канонизированной в то время крестовокупольной системой постройки христианских храмов (следует отметить, что каменное зодчество было известно на Руси и до введения христианства. Так, описывая события 945 г., летопись упоминает о каменном княжеском теремном дворце).
Освоение каменной техники строительства шло на Руси чрезвычайно быстро, чему способствовал высокий уровень развития древнерусского ремесленного производства. Материальная база, необходимая для каменного монументального зодчества, была подготовлена. Прекрасное знание русскими мастерами плотничьего дела и умение изготовлять кирпич и керамику, навыки в добыче и обработке камня, железа, извести и пр. вполне обеспечивали потребности строительства.
В XI в. строительное дело оформилось на Руси в отдельный вид ремесла. Возникла артельная форма труда строителей-ремесленников. Появились различные профессии ремесленников, работавших для нужд строительства: "кузнецы железа", "гвоздочники", "льятели" (олова, свинца для крыш), плотники, "древоделы", "городники" (строители городских стен), мостники, "тесляры" (столяры), каменщики, "каменосечцы", кирпичники ("плинфоделатели"), плиточники (делавшие поливные плитки).
Основными строительными материалами при возведении монументальных сооружений (дворцов, церквей, ворот и пр.) были камень и кирпич. Для Киева и многих других городов древнерусского государства камень был привозным материалом. Его привозили по воде иногда за сотни километров — с Припяти, Поросья и др.
В древнерусском строительстве X—XI вв. обычно применялся не тесаный, а колотый камень, который добывали в каменоломнях при помощи клиньев. Употреблялись главным образом мягкие породы камня — песчаник и известняк, но зачастую кладку фундаментов и стен вели из кварцита разных пород. В кладке (особенно со второй половины XI в.) использовался и булыжник. Из камня обычно возводили сплошь фундаменты. Фундаменты закладывались на различную глубину, в среднем на 90—120 см. Ширина фундаментов обычно не превышала 150 см.
В кладке фундаментов, стен и сводов применялся известковый раствор с добавлением толченой керамики (цемянки), придававшей ему гидравлические свойства. Цемянка изготовлялась из боя кирпича и отходов (пережог, коробление и др.) кирпичного производства. Кроме цемянки в известковое тесто иногда добавляли песок; при этом состав раствора определялся примерным соотношением 1:1:1 (известь—цемянка—песок). Толщина швов кладки обычно достигала 2—3 см. Такой раствор значительно меньше поддавался действию воды и влаги.
Розовый цвет раствора, получавшийся в результате добавления цемянки, определял общий тон древнерусских каменных зданий. Впервые цемяночный раствор применили римские строители в провинциях, где не было характерной для древнеримской бетонной техники пуццоланы (например, в штукатурке цистерн Херсонеса). Позднее он получил большое распространение в византийской архитектуре, хотя употреблялся не повсеместно. В древней Руси в X и XI вв. применялся почти исключительно цемяночный раствор, обеспечивший своими высокими техническими качествами прочность древнерусских каменных и кирпичных конструкций.
В X—XI вв. в Киеве и ряде других городов фундаменты часто закладывали на своеобразных ростверках из рядов дубовых лежней, залитых раствором. Подошвы фундаментов иногда укрепляли системой маленьких свай—колышков-коротышей (Десятинная церковь в Киеве, церковь в Тмутаракани). Этим приемом в определенной степени повышали плотность грунта под подошвой фундаментов. Кладка фундаментов иногда велась на глиняном растворе, а в ряде случаев мелкие (40—50 см) фундаментные рвы забутовывались без раствора с заливкой известью поверху.
В кладке стен применялся смешанный способ, при котором каждый ряд камня чередовался с двумя-тремя рядами кирпича, служившими как бы выравнивающим слоем. Этот характерный для зодчества древнерусского государства смешанный способ, так же как и цемяночный раствор, впервые был применен древнеримскими инженерами ("opus mixtum") и широко применялся в византийской архитектуре.
На фасадах ряды такой кладки образовывали полосы кирпича и камня. Древнерусские зодчие умело использовали художественные свойства этой кладки, выпуская ряды кирпича на фасад, затирая раствором ряды камня и аккуратно подрезывая швы. Широкие полосы расчленялись вертикально поставленными кирпичами на квадры и украшались орнаментами из кирпичей (меандры, кресты).
При кладке стен по их периметру через определенные промежутки прокладывали дубовые балки, в соединениях сбитые гвоздями в жесткую систему. Такие связи хорошо укрепляли кладку до окончательного затвердения раствора. Это было необходимо в связи с большим количеством раствора, употреблявшегося в кладке. Кроме того, такие связи, проложенные в пятах сводов и арок, в значительной степени воспринимали на себя горизонтальный распор, что было необходимо до окончательного схватывания раствора в конструкциях.
При кладке стен применялись леса в виде заложенных в кладку бревен, по которым настилались подмости. Арки, своды и купола выкладывали по кружалам и опалубке, причем обычно первые ряды купольных сводов выкладывались напуском, а подкружаливалась лишь центральная часть.
Интересным видом древнерусской кладки X—XI вв. была кладка "с утопленными рядами", при которой каждый второй ряд кирпичей несколько заглублялся, а промежуток между двумя выступающими рядами заполнялся раствором, который вместе с двумя смежными слоями раствора образовывал широкую полосу на фасаде. При этом достигалась определенная перевязка швов в кирпичной кладке, а на фасаде сохранялась декоративная "полосатость" смешанной кладки.