Софийский собор в Киеве
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура древнерусского государства (X в.— начало XII в.)
В годы правления Ярослава Мудрого (1019—1054) в древнерусском монументальном храмовом зодчестве возникло новое направление, наиболее ярко выразившееся в самом выдающемся сооружении древнерусского государства — Софийском соборе в Киеве.
Постройка собора была начата, согласно сообщению летописи, в 1037 г. одновременно со строительством новой части города, где до того времени было "поле вне града". "Митрополия Русская" — Софийский собор должен был стать центром молодой русской государственности и новой феодальной идеологии, главным христианским храмом Руси. Его назначение далеко не ограничивалось функциями культового здания.
Софийский собор был центром летописания и переписывания книг, в нем помещалась первая основанная на Руси библиотека. Тут происходили торжественные церемонии, приемы послов, обряды "посажения" князей "на стол", важнейшие парадные собрания. Посвящение собора Софии — "Премудрости божьей" было связано с наименованием крупнейшего собора Константинополя — главного храма восточнохристианской церкви. В названии собора, как и в названии Золотых ворот, видно стремление Ярослава Мудрого противопоставить столицу Руси Константинополю, крупнейшему городу того времени.
Киев. Софийский собор, 1037 г. Вид с востока
Киевский Софийский собор был центром большого комплекса сооружений в новой части города. Вокруг него располагались княжеские монастыри Ирины и Георгия, дворцы и церкви. Собор был окружен каменными стенами митрополичьего двора.
Киев. Софийский собор. Фасад и планы
В своем современном виде Софийский собор представляет собой сложный архитектурный организм. Ряд достроек к собору был осуществлен еще во второй половине XI в. и в XIII столетии. После татаро-монгольского нашествия собор неоднократно перестраивался вплоть до XIX в. Но под всеми надстройками сравнительно хорошо сохранились древние формы здания. В своем первоначальном виде Софийский собор представлял собой пятинефный крестовокупольный храм, окруженный с трех сторон галереей. Несколько позднее эта галерея была надстроена, и собор был окружен еще одним рядом широких галерей, над которыми находился открытый балкон — "гульбище". Позже, в конце XII — начале XIII в., эта галерея также была надстроена. Наружные одноэтажные галереи были образованы рядом конструктивных полуарок — "аркбутанов", погашает,их распор конструкций собора.
По своему плану Софийский собор близок к пятинефным крестовокупольным храмам константинопольской школы средневизантийского зодчества. Однако в отличие от последних в киевском соборе был применен не сложный, а простой вариант крестовокупольного типа, характерный для восточной школы византийской архитектуры.
Но если тип здания Киевской Софии в своей основе может иметь аналогии среди зданий восточнохристианской архитектуры, то композиция его является настолько самобытной и оригинальной, что ни одной более или менее близкой аналогии к Киевской Софии привести нельзя. Вероятным образцом композиции Киевской Софии могла послужить лишь дубовая София "о тринадцати версех", построенная русскими плотниками в конце X в. в Новгороде.
Киев. Софийский собор. Фасад, разрез, детали
Софийский собор воспринимается одинаково торжественно со всех четырех фасадов. Широкие проемы галерей придают собору открытый характер. Двенадцать куполов собора группируются вокруг тринадцатого, главного, создавая пирамидальную композицию, подчеркнутую тройным повышением коробовых сводов над рукавами креста. Кроме тринадцати куполов над собором возвышались верхи двух башен ("вежи позлащенные"), пристроенных в западной части собора после возведения центрального ядра здания. Широкие лестницы этих башен с украшенными мозаикой ступенями вели на второй ярус собора.
Объемная композиция собора уравновешена, но не статична. Ее динамический характер выражен ритмом арок галерей 1-го и 2-го ярусов. Этот ритм продолжают на восточном фасаде ряды декоративных ниш и оконных проемов. С этим же ритмом согласованы закомары сводов, проемы в барабанах и арочные завершения боковых куполов.
Киев. Софийский собор. Модель (реконструкция)
Фасады собора украшены плоскими полуциркульными нишами, меандровыми фризами из поставленных на ребро и утопленных в толщу стены кирпичей (закладки северной галереи, фриз барабана) и другими орнаментальными деталями. Интересны профилированные "пучковые" столбы на хорах и профилированные же пилястры на фасадах. Эта форма в дальнейшем стала характерной для зодчества конца XII в.
Обращают на себя внимание треугольные щипцы в торце и на фасаде северной галереи. Как можно предположить, эта форма была навеяна традициями деревянной архитектуры. Некоторые наружные части — ниши, столбы галерей, части фасадных стен — были расписаны фресковой живописью.
Залитое светом центральное внутреннее пространство оканчивается на востоке главной апсидой, а на севере, западе и юге — арками с тройными членениями. Несколько затемненные боковые нефы создают вокруг центрального пространства торжественные анфилады.
Для Киевской Софии примечательно сочетание мозаик в центральной и восточной частях и фресковой росписи во всех остальных частях здания. На центральных местах западной, южной и северной стен главного нефа помещены изображения князя Ярослава и членов его семьи.
Киев. Софийский собор. Аркады на хорах
Киев. Софийский собор. Фрагмент интерьера центрального нефа
Композиционным центром комплекса мозаик и фресок является грандиозное изображение Христа-Вседержителя в главном куполе. Завершают комплекс мозаики главной апсиды с колоссальной фигурой Богоматери-Оранты с поднятыми руками. Сюжет этого изображения перекликается с древнейшим славянским культом "Великой богини земли".
Золотые фоны мозаик, красочные изображения и орнаменты в сочетании с пластикой стен и столбов придают центральному пространству храма исключительный по силе впечатления художественный эффект. Невысокая мраморная предалтарная преграда отделяла центральное пространство храма от залитой светом и золотом мозаик алтарной части.
Все стены, столбы и своды внутри собора украшены живописью, неразрывно связанной с архитектурным замыслом, дополняющей и развивающей его. Статичные фигуры святых на столбах сочетаются с многофигурными композициями на стенах и разноцветными орнаментальными полосами.
Большой интерес представляет роспись северной и южной башен, в которых помещаются парадные лестницы на "полати". Эта роспись имеет светский характер, она изображает княжеский быт, охоту, развлечения и правдиво передает образы людей различных профессий, обычаи и нравы древней Руси.
Декоративное убранство дополняют мраморные детали проемов, мраморная предалтарная преграда, шиферные плиты, украшенные замечательной резьбой и ограждающие хоры и галереи верхнего яруса, медные "хоросы" (паникадила), спускающиеся сверху, дорогие ткани.
Киев. Софийский собор. Мозаичное изображение Богоматери в центральной апсиде
Киев. Софийский собор. Интерьер центрального нефа
Киев. Софийский собор. Пучковый столб на хорах
Из ансамбля построек, окружавших Софийский собор в Киеве, ни одна до наших дней не сохранилась. Монастыри Ирины и Георгия, расположенные к юго-западу от Софийского собора, как можно предполагать, стояли один против другого на главной магистрали города, которая вела от Золотых ворот мимо Софийской митрополии к Софийским воротам детинца. Фундаменты церквей этих монастырей (как предполагают) были обнаружены раскопками.
Киев. Софийский собор. Своды собора
Фундаменты третьей церкви, входившей в ансамбль центра города Ярослава, были обнаружены в западном углу Софийского заповедника. Все три церкви были построены в одно (или очень близкое) время с Софийским собором, и все они чрезвычайно близки по плану друг к другу.
Тип их плана идет от Софийского собора, он лишь значительно упрощен, а самые здания значительно меньше по масштабу. Это трехапсидные, пятинефные, крестовокупольные храмы. В северо-западном углу одного из храмов находилась башня с винтовой лестницей. Об объемной архитектуре этих зданий ничего не известно.