Успенский собор и Троицкая надвратная церковь Печерского монастыря
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура древнерусского государства (X в.— начало XII в.)
С середины XI в. начинается новый этап в истории древней Руси и ее архитектуры. Распад единого государства на отдельные княжества-уделы приводит, с одной стороны, к уменьшению размеров храмов, а с другой, — к более широкому распространению каменного строительства.
Значительно возрастает роль церкви и монастырей в политической и экономической жизни страны. Князья все чаще обращаются за помощью к церкви, церковь все менее зависит от княжеской власти.
В архитектуре ведущим типом культового здания становится монастырский собор. В городах строятся феодальные княжеские дворы-усадьбы, ведется большое строительство в крупных монастырях.
Существенных изменений в строительной технике в этот период не происходит, однако следует отметить постепенное уменьшение количества камня и увеличение количества кирпича в кладке. Добыча и перевозка камня в это время становятся затруднительными при строительстве в городах, расположенных далеко от каменоломен. В кладку в большом количестве начинают употреблять булыжник, собранный на полях.
Намечается тенденция к переходу на местные строительные материалы, хотя смешанная кладка продолжает оставаться характерной для всего рассматриваемого этапа.
Киевская архитектура второй половины XI— начала XII в. Архитектура Киева второй половины XI в. представлена группой каменных зданий, тип и формы которых значительно отличаются от построек предыдущего времени.
В основном все эти постройки связаны с монастырским строительством и в большинстве являются соборами монастырей, главным образом "вотчих", т.е. основанных князем и в дальнейшем служивших интересам этого князя и его династии.
Важнейшую роль в формировании типа храма второй половины XI — начала XII в. сыграл Успенский собор Киево-Печерского монастыря, в котором черты нового стилистического направления выразились наиболее полно.
Киев
1 — церковь Спаса на Берестове, 1113—1125 гг. (фрагмент фасада и план); 2 — Троицкая надвратная церковь Печерского монастыря, 1108 г. (западный фасад и план); 3 — Михайловский собор Выдубицкого монастыря, 1070—1088 гг. (план); 4 — Успенский собор Печерского монастыря, 1073—1078 гг. (план)
1 — церковь Спаса на Берестове, 1113—1125 гг. (фрагмент фасада и план); 2 — Троицкая надвратная церковь Печерского монастыря, 1108 г. (западный фасад и план); 3 — Михайловский собор Выдубицкого монастыря, 1070—1088 гг. (план); 4 — Успенский собор Печерского монастыря, 1073—1078 гг. (план)
Во второй половине XI в. Печерский монастырь, накопивший огромные богатства и захвативший обширные земли, приобрел большое значение в политической и экономической жизни Руси. Архитектура собора, строившегося не князем, а монастырской общиной, отражала новое положение, которое занял теперь монастырь.
Строительство собора началось в 1073 г. и закончилось в 1078 г. Внутренняя отделка, включая мозаику и фресковую роспись, была завершена в 1090 г. (собор разрушен немецко-фашистскими захватчиками в 1941 г.).
Успенский собор по типу был шестистолпным крестовокупольным храмом. Его архитектурный облик был более строг и прост, чем у сооружений предыдущего времени. Конструкции здания были отчетливо выявлены в его архитектуре. Шесть крещатых в плане столбов несли систему коробовых сводов. Собор был увенчан одним центральным полусферическим куполом на цилиндрическом барабане. Архитектурно-пространственный крест был четко выражен в объемах здания.
Киев. Успенский собор Печерского монастыря. Общий вид с востока
В западной части здания помещался нартекс, над которым находились хоры. Восточная часть оканчивалась апсидами, трехгранными снаружи и полукруглыми в плане внутри. Членениям плана отвечали на фасаде плоские пилястры. Фасады завершались полукруглыми закомарами. Кладка стен была смешанная, с типичными особенностями второй половины XI в.; ряды камня были несколько уже, чем в Софии Киевской. Самого камня в кладке было меньше, и отсутствовало декоративное расчленение на квадры, характерное для фасадов Софийского собора.
В центральной своей части здание было украшено мозаикой. Как показали раскопки, монастырь имел в XI—XII вв. собственные мастерские, где изготовлялась смальта для мозаик. В монастыре жили и работали художники, среди которых был первый известный по имени русский художник-мозаичист Алипий.
В построении плана Успенского собора Печерского монастыря была определенная пропорциональная зависимость: "20 мер в ширину, 30 в длину". Соотношение сторон плана 2:3 получилось в результате разбивки здания на местности при помощи системы пропорциональных зависимостей.
Киев. Троицкая надвратная церковь Печерского монастыря, 1108 г. Вид с юга
Уже с конца XI в. к собору начали пристраивать притворы и другие помещения. Наибольший интерес из них представляет Ивановская крещальня. Это была миниатюрная церковка размерами 5X6 м в плане четырехстолпного крестовокупольного типа. Восточный фасад завершали три апсиды, украшенные полуколоннами из лекального кирпича. Церковка почти примыкала к северному фасаду Успенского собора, а позднее, при достройках собора, она вошла в его объем. Можно предположить, что такими же были известные по раскопкам крещальни Спасского собора в Чернигове и собора Михайловского Златоверхого монастыря.
К началу XII столетия Печерский монастырь представлял собой большой архитектурный ансамбль со многими каменными постройками. Так, в 1108 г. на средства князя Глеба Всеволодовича была сооружена каменная трапезная палата и в том же году на средства черниговского князя Николая Святоши были построены каменные ворота с Троицкой надвратной церковью над ними.
Троицкая надвратная церковь хорошо сохранилась до наших дней. По типу — это небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм, возведенный в два яруса: в нижнем ярусе находятся ворота в монастырь.