Академия в Икалто, Храм Баграта в Кутаиси, Алавердский собор
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Грузии > Архитектура X—XI вв.
Монастырь Икалто. Здание Академии. Двойное окно
Монастырь Икалто. Здание Академии. Общий вид с северо-востока
Построенное в монастыре Икалто большое здание академии представляет собой парадную двухэтажную постройку. Оба этажа были довольно хорошо освещены. Восточная стена открывается в верхний зал двойной аркой на высоких восьмигранных столбах. Верхний зал был единым большим помещением, начиная от двойного окна в восточном конце и до самой западной стены. Передняя, северная стена этого зала разрушена; по-видимому, она имела длинный ряд окон В южной стене был устроен боковой выход на доходивший до этой высоты грунт. По всей южной стене зала внутри был сделан ряд небольших углублений, образовывавших как бы декоративную аркатуру.
Нижний этаж состоит из двух частей — широкой западной и узкой восточной. В центре западной части имеется широкий вход с севера; другой такой же вход ведет в узкую комнату в восточном конце здания. По сторонам входа в нижний зал было по два окна. В центре южной стены — большой камин. Вход во второй этаж был, вероятно, устроен по открытой, подобно дворцовым, лестнице над портиком перед входом в зал нижнего этажа; портик заметен по небольшим остаткам. Пол второго этажа был настлан по громадным балкам, положенным поперек здания в гнездах стен, при пролете 9—9,4 м.
В той же, второй половине X в. общие, все более ясно выраженные принципы живописной компоновки объемов проявляются и при постройке базилик, и при постройке зальных храмов. И там, и здесь получают применение как орнаментальная резьба в камне, так и фигурные рельефы.
Строительство Кутаисского храма было связано с перемещением центра увеличивавшегося государства Баграта III и быстрым ростом значения Кутаиси как его столицы. При столь же крупных размерах сооружения, как и у Ошкского храма, план храма Баграта более собран, он проще и целостнее, чем у храма в Ошки. Вместе с тем композиция его внутреннего пространства сложнее и выглядит более парадной благодаря устройству в западном конце храма хор, на которые поднималась по внутренней лестнице царица со своей свитой. Боковые апсиды храма освобождены от дополнительных помещений, имеющихся в Ошки, но все-таки они выступают за линию фасадов.
Кутаиси. Храм Баграта III, 1003 г.
а, в — разрезы; б — орнаментальный мотив; г — фасад; д — детали колонн притвора; е — план; ж — колонки фасадов храма; з — оконный наличник восточного фасада
а, в — разрезы; б — орнаментальный мотив; г — фасад; д — детали колонн притвора; е — план; ж — колонки фасадов храма; з — оконный наличник восточного фасада
Строительство Кутаисского кафедрального собора было начато в переломный момент грузинской истории, и это с полной очевидностью запечатлено в его формах. Наличие штраб в громадном корпусе здания позволяет высказать предположение о последовательном выполнении отдельных отрезков здания, что подтверждается и небольшими неувязками, сдвигами в общей художественной композиции.
К рубежу X и XI вв., точнее к 1003 г., основной объем сооружения был закончен. Факт этот запечатлен длинной надписью царя Баграта на северном фасаде, имеющей такую заключительную фразу: "Когда был сделан пол, год был 223", т. е. 1003 г. н.э. Остались невыполненными намеченные проектом портики и наружные помещения.
Достройку этих частей осуществил через 5—10 лет другой архитектор в пышных, сочных формах живописного стиля, с изобилием орнаментальной резьбы. Он отказался от намеченных первым зодчим форм портиков перед тремя главными входами, а также от намеченных форм заполнения между ними. Дошедшие до наших дней в громадном числе фрагменты орнаментальной резьбы принесли руинам Кутаисского собора громкую славу.
Кутаиси. Капитель из притвора в храме Баграта, 1010-е годы
Кутаиси. Храм Баграта. Общий вид с северо-востока (реконструкция Н. П. Северова)
Кутаиси. Храм Баграта. Общий вид южного притвора, 1010-е годы
Подробный анализ композиции, архитектурных форм, а также мотивов и исполнения орнаментальной резьбы Кутаисского храма выявляет, с одной стороны, его непосредственную связь с развитием архитектуры X в., а с другой, — созревание нового стиля эпохи, полностью выявившегося в памятниках первой половины XI в. Таким образом, этот кафедральный собор молодой феодальной монархии является соединительным звеном в развитии грузинской архитектуры X—XI вв.
Другим крупнейшим сооружением этого периода является также связанный с архитектурой предшествующего времени, но в целом представляющий собой выдающийся передовой памятник архитектуры первой четверти XI в. Алавердский кафедральный собор в крайней восточной провинции — Кахетии (Ахметский район). Уже в плане этого здания, представляющего собой, так же как и Кутаисский собор, грандиозный триконх, можно отметить значительно большую архитектоничность построения.
Высокой архитектоничностью отличаются и созданное зодчим внутреннее пространство, и наружные массы здания. Впечатлению громадной высоты внутреннего пространства здания — его рукавов и купола — способствуют законченность и одновременно крупный масштаб основного триконха восточной части, в частности, каждая из его апсид с венцом из трех окон.
Алаверди. Собор. План (реконструкция)