Церковь Никорцминда в Синатлэ
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Грузии > Архитектура X—XI вв.
Никорцминда. Восточный фасад (чертеж Н. П. Северова)
В церкви Никорцминда, сооруженной в селении Синатлэ (Амболаурский район) между 1010 и 1014 гг., шестиконховый план вписан в прямоугольно очерченный снаружи объем. Однако здесь зодчий расположил апсиды звездообразно, придал западной прямоугольное очертание и фланкировал ее, как и алтарную, боковыми придельчиками в два этажа.
Внутреннее пространство Никорцминды представляется единым, ни одна апсида не является более или менее самостоятельным звеном, как это было еще в храмах в Кумурдо или Бочорма. Переход к окружности купола образован парусами. Как и церковь близ Кацхи, Никорцминда по характеру кладки стен и сводов не предполагала росписи, хотя в настоящее время она и содержит интересную позднюю роспись.
Однако несомненно основным и решающим изменением в данной композиции был наружный вид. Если еще в храме в Кумурдо на первом плане стоят архитектурные массы, их форма и исполнение, то в Никорцминде изумляют, чаруют и захватывают богатство и разнообразие орнаментации.
Декоративное убранство Никорцминды представляет собой единую систему, охватывающую все фасады здания от цоколя до карниза на барабане купола.
Много других интересных сооружений и перестроек более ранних зданий сохранилось от X и XI вв. Таковы, например, перестроенный храм в Манглиси, храм в Эни-Рабате (за рубежом), церковь в селении Таш-Баш (Цалкинский район), малая церковь в селении Никози (Горийский район), храм Георгия близ селения Икви (Каспский район) и др.
Естественно, что перелом в понимании архитектурных задач, так ярко и сильно сказавшийся между серединой X в. и вторым десятилетием XI в. на памятниках купольной архитектуры, не мог не отразиться и на памятниках некупольной архитектуры. Об этом свидетельствуют, например, две большие базилики, выстроенные в монастырях в горах Малой Азии — в Пархали и в Отхта-Эклесии.
Никорцминда. Деталь рельефа в тимпане западного входа
Тот же процесс прослеживается и на сохранившихся десятками зальных церквах в отдельных провинциях Грузии.
Церкви XI в.
1 — Самтависи. Церковь (план, восточный фасад и детали орнаментации); 2 — Питарети. Церковь (план, фасады и фрагмент орнаментации окна); 3 — Бетаниа. Церковь (план, восточный фасад и продольный разрез)
1 — Самтависи. Церковь (план, восточный фасад и детали орнаментации); 2 — Питарети. Церковь (план, фасады и фрагмент орнаментации окна); 3 — Бетаниа. Церковь (план, восточный фасад и продольный разрез)
Искания новых стилистических приемов, наложившие свой отпечаток на памятники архитектуры VIII и IX вв., продолжались и в X в., когда наряду с произведениями, отмеченными противоречиями, присущими периодам исканий, были созданы и законченные гармонические произведения в новом, живописном стиле. С этого времени в строительстве зданий дворцового характера появляются отдельные элементы и архитектурные детали, представляющие полное единство с памятниками церковного назначения. Эта целостность и органичность художественного развития характерна для грузинской культуры с древнейших времен.
Во второй половине X и в первой половине XI в. творческий подъем в грузинской архитектуре был особенно высок. Архитектура следующего периода — XII—XIII вв., оставаясь на той же высоте мастерства, а кое в чем даже и усилив техническую его изощренность, уже не создала произведений, равноценных памятникам XI в.