Декор храмов в Тигва, в Саорбиси, в Питарети, в Бетаниа
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Грузии > Архитектура XII—XIII вв.
Интересный храм сохранился от большого монастырского комплекса, основанного дочерью Давида Строителя царицей Тамарой, "невесткой ширваншахов", в Тигва (Знаурский район) в 50-х годах XII в. Это купольный храм с большими хорами в западной части (для постригшейся в монахини царицы) и со входом на хоры по наружным, ныне отсутствующим, переходам или лестницам. Храм интересен своими пропорциями, отсутствием архитектурного убранства, строгостью и простотой граненого, но совсем гладкого, с четко прорезанными окнами барабана купола, а также своим внутренним пространством.
Контрастом к этому сдержанному по убранству храму, построенному Тамарой, является небольшая зальная церковь с притвором, сооруженная в 1152 г. в Саорбиси, на краю скалы над ущельем р. Тедзами (Горийский район). Оба открытых фасада (восточный и южный) украшены оконными наличниками с исключительной по мастерству выполнения резьбой при полной глади всех стен, выложенных из особого декоративного камня золотистого тона.
Церкви XI в.
1 — Самтависи. Церковь (план, восточный фасад и детали орнаментации); 2 — Питарети. Церковь (план, фасады и фрагмент орнаментации окна); 3 — Бетаниа. Церковь (план, восточный фасад и продольный разрез)
1 — Самтависи. Церковь (план, восточный фасад и детали орнаментации); 2 — Питарети. Церковь (план, фасады и фрагмент орнаментации окна); 3 — Бетаниа. Церковь (план, восточный фасад и продольный разрез)
Питарети. Церковь. Общий вид с юга
К этой же группе храмов относятся храм в Икорта, точно датированный в строительной надписи 1172 г.; церкви в Питарети и в Цугругашени, датируемые в строительных надписях царствованием сына царицы Тамары Лаша-Георгия IV, т.е. десятилетием от 1213 до 1222 г.; церковь в Бетаниа, сооруженная в конце XII в., на что указывают помещенные в росписи портретные изображения царицы Тамары вместе с умершим отцом и юношей-сыном.
Отдельные храмы этой группы принадлежат к одному типу. Поэтому в их планах и архитектурных деталях имеются только незначительные отличия, как, например, боковые западные хоры в храме в Икорта и т.п. Но вместе с тем в каждом из них есть своя преобладающая черта, определяемая общими размерами и, особенно, пропорциями частей и связью с окружающим ландшафтом, а также художественной разработкой масс здания, их декоративным членением и орнаментальной резьбой.
Цельности внутреннего пространства содействует роспись; например, в церкви в Бетаниа, где сохранилась современная храму роспись с разбивкой сцен на мелкие поля, фигуры в композициях меньше человеческого роста, на каждом архитектурном отрезке поставлено в ряд несколько отдельных композиций.
Питарети. Церковь. Фрагмент южного фасада
Контраст к религиозным сценам составляют две больших композиции с портретами царицы, ее отца и сына с одной стороны и ктитора церкви с другими фигурами напротив; в них фигуры больше натуральной величины. Среднее место в этом храме занимает роспись алтаря, где фигуры всех регистров даны в рост человека, и самое главное, все вместе выглядит единым художественным целым.
Примечательно, что в этих храмах основные арки под куполом даются с изломом стрелки, тогда как второстепенные и декоративные — всегда полуциркульные.
Рассматриваемые храмы обнаруживают любопытные цветовые сочетания примененных в них пород камня. Не подлежит сомнению, что архитектор следил за подбором тонов. Так, например, на фасадах церкви в Икорта, выведенных из желтого камня разных оттенков, резьба образует красочные пятна из зеленых вставок. В храме в Бетаниа с основным теплым, песочным тоном сочетаются отдельные бледно-зеленые и желтые пятна, а кое-где дано даже чередование их. Особенно ярко выступает смелая полихромия в резном уборе фасадов и купола питаретского храма, где преобладающий фиолетовый цвет сочетается с большой дозой желтого и с отдельными вкраплениями зеленого и красного.
Кватахеви. Церковь. Фрагмент южного фасада
Самая система декора идет в одних памятниках по линии связанной арочной композиции, в которую включены обрамления окон и т. д. [церковь в Икорта, храм в Кабени, уничтоженный экзархатом в 1905 г. при создании нового монастыря, храм в селении Метехи, южный фасад храма Кватахевского монастыря, церковь в Эртацминда]. В других памятниках декоративный убор строится из отдельных пятен, размещенных в стройной системе и создающих единое живописное целое (храмы в Бетаниа, Кватахеви, Питарети, Цугругашени, Ахтала, Худжаби). В самой резьбе декора обычно можно различить индивидуальные особенности мастеров. В одних случаях обнаруживаются разной силы дарования (например, в храме в Бетаниа), в других — разное отношение к резьбе (как, например, в церкви в Питарети).
Применение орнамента в уборе фасадов составляло характерную черту грузинской архитектуры на всем ее историческом пути. Оно прошло существенные этапы развития как в системе применения, так и в выборе узоров и, наконец, в характере их исполнения. Орнаментальный убор памятников XII—XIII вв. отличается пышными, сочными формами. Постоянно подчеркивается глубина орнамента, изменяемость и подвижность отдельных частей убора. Грузинская плетенка на архитектурных памятниках включает не только различные растительные мотивы, но даже и отдельные фигуры людей, животных, птиц. При этом начиная с XI в. все больше новых вариаций орнаментальных узоров для украшения монументальных архитектурных сооружений извлекается из неисчерпаемого источника народного творчества. Даже на таком памятнике, как храм в Питарети, где нет сплошной арочной разбивки фасадов и где резной убор применен сдержанно, дано 25 мотивов резьбы на карнизах, 44 длинных полосы орнамента, заключенного в рамы, наличники и 65 замкнутых квадратных, круглых и других звеньев в уборе фасадов здания.
Интересно, что в это же время возводились также и церковные здания полностью из кирпича, не только зальные, но даже и купольные, как, например, известные своими росписями церкви в Кинцвиси (Кварельский район) и в Тимотесубани близ курорта Цагвери (Боржомский район).