Мцхета. Храм Джвари
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Грузии > Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
Мцхета. Храм Джвари, 590—604 гг.
а, б — фасады; в — деталь орнаментального навершия окон восточного фасада; г, д — разрезы; е—план; ж, з — венчающие карнизы; и—капитель полуколонии южного портика (фасад и план); к—перспектива на алтарь
а, б — фасады; в — деталь орнаментального навершия окон восточного фасада; г, д — разрезы; е—план; ж, з — венчающие карнизы; и—капитель полуколонии южного портика (фасад и план); к—перспектива на алтарь
Первым гениальным творением, ознаменовавшим начало расцвета грузинской архитектуры, был Мцхетский Джвари.
Идея создания примененной здесь формы крестовокупольного храма явилась естественным шагом вперед, закономерно подготовленным предшествовавшим развитием четырехапсидных зданий (Ниноцминдский собор).
Мцхета. Храм Джвари. Общий вид с юга
Созданное творцом Джвари пространство охватывается сразу полностью и предстает взору в своих ясных границах и формах от вершины купола до пола, от алтаря до западной, северной и южной апсид. Однако это главное помещение не является простым, элементарным пространственным образованием. Наоборот, оно представляет собой организм, в котором отдельные части имеют неодинаковое значение. Центральная часть созданного архитектором пространства выделена куполом на подкупольном квадрате. Все пространство строится в соответствии с куполом: им определяются размеры — протяженность и высота пространства.
Купол всякой грузинской постройки помимо полусферы перекрытия обязательно включает и барабан с окнами. В нижней части перед каждой стороной подкупольного квадрата имеются полукруглые в плане пространства, сливающиеся вверху с основанием купола посредством мягкого очертания четверти сферы конхи. Так получается цельное и одновременно расчлененное единое пространство.
Пространство приобретает законченность благодаря распределению в нем источников света, т.е. окон. Если проемы в нижней части здания вносят нужные дополнительные штрихи в соответствии с общим назначением храма и его частей, то для законченного впечатления о созданном архитектором пространстве решающее значение имеет освещение из барабана под куполом. Эти источники света создают оттенки и четко очерчивают архитектурные формы.
Сопоставление Джвари с Ниноцминдой показывает связь между ними и в то же время свидетельствует о том огромном шаге вперед, который сделала грузинская архитектура за немногие годы, разделяющие оба памятника. В Джвари зодчий поставил себе трудную задачу органического построения объема сооружения. Пропорции здания и соотношения его частей гармоничны и красивы. Если удлинение внутреннего пространства по оси восток—запад едва воспринимается, то по наружным массам оно помогает самостоятельному формированию каждой пары смежных фасадов, т.е. создает ритмическое их чередование.
Фасады Джвари при их расчлененности и подвижности рассчитаны, как во всяком классическом произведении, на фронтальное восприятие; только так в полной мере выявляется органичность всей системы. Каждый из фасадов трехчленен: в центре трехгранный выступ, а по сторонам гладкие (большей или меньшей протяженности) стены, соединенные с выступом различной формы нишами. Наличие этих выступов обусловлено апсидами плана, описанными одинаковым радиусом. Восточный и южный фасады украшены фигурными рельефами и орнаментальным декором.
В организации южного фасада необходимо отметить характерный для мастера прием плавного, ступенчатого построения масс. Восточный фасад предельно собран. Ниши по сторонам выступа очень плоские. Вся разбивка фасада симметрична. Центром является выступ с тремя гранями, прорезанными окном. Архитектор объединил три окна общим навершием, обходящим полукругами самые окна и заворачивающимся по концам вверх уже в плоскости ниш, чем еще больше оттеняется несамостоятельность значения последних. Крайние боковые окна, не объединенные с тремя средними, украшены самостоятельными навершиями, и этим достигнуто впечатление законченности системы декора. Все это усилено наличием фигурных рельефов над средними тремя окнами.
На этих рельефах изображены главные ктиторы храма. Художник сумел сочетать требования заказчиков с утонченной художественной композицией: все три рельефа представляют собой единое целое, своего рода триптих. Это выявлено и в равномерном распределении рельефов на гранях, и в их размерах, и в общих формах каменной плиты, и в связанности всей композиции. Фигуры ктиторов на боковых рельефах обращены к фигуре центрального рельефа, на которую указывают вытянутым перстом парящие над ними архангелы.
В этом сооружении выявилась еще одна художественная проблема, выдвинутая эпохой. Архитектор должен был сочетать свое произведение с той естественной обстановкой, куда предстояло его поместить. Это согласование он понимал, однако, не как пассивное приспособление здания к существующему пейзажу, а как активное завершение последнего. Архитектор выстроил Джвари прямо против города Мцхеты, на крутом утесе, на самом обрыве скалы, не оставив даже узкого обхода с этой стороны. Такое мастерское сочетание зданий с ландшафтом осталось постоянной чертой грузинской архитектуры на протяжении веков.
Наличие ктиторских портретов и надписей точно определяет время сооружения Джвари. Храм был сооружен в годы правления эрисмтавара Степаноза I (586/7—604/5 гг.), т.е. в конце VI—начале VII в.