Храм в Цроми
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Грузии > Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
Цроми. Церковь, 626—634 гг.
а, б — фасады (с реконструкцией купола); в — мотивы декоративной резьбы фасадов; г — план; д—вид храма сверху (аксонометрия); е, ж, з — разрезы; и — капитель парной полуколонии в нише восточного фасада (фасад и план); к — внутренний вид, перспектива
а, б — фасады (с реконструкцией купола); в — мотивы декоративной резьбы фасадов; г — план; д—вид храма сверху (аксонометрия); е, ж, з — разрезы; и — капитель парной полуколонии в нише восточного фасада (фасад и план); к — внутренний вид, перспектива
Второй этап в развитии грузинской классики был ознаменован построением храма в Цроми (Хашурский район), возведенного между 626 и 635 гг. Отличительной чертой его явилась принципиально новая организация внутреннего пространства здания. Тот прием, венцом которого является Джвари и при котором купол опирается на основные наружные стены, цромским архитектором не использован. Здесь нагрузка купола перенесена со стен храма на отдельные свободно стоящие внутри него четыре столба.
В основу плана, как и во всех предшествующих купольных храмовых постройках Грузии, положена форма равноконечного креста, т.е. центральный подкупольный квадрат имеет с каждой стороны равной длины рукав. К восточному рукаву примыкает полукруг мощной апсиды, а к западному — притвор с открытыми в храм хорами над ним. Таким образом, все здание заключено в прямоугольник. Помимо небольших квадратных в плане помещений, перекрытых крестовыми сводами, за каждым из четырех подкупольных столбов имеются еще по углам отдельные помещения, частью образующие снаружи выступы на продольных фасадах.
Цроми. Церковь. Вид на угловой тромп
О пропорциях храма в Цроми, гармонии и согласованности его линий, о широте и размахе основных частей дает представление разрез здания. Здесь видны высота и простор апсиды, легкость и вместе с тем четкость перехода к восьмигранному барабану купола, осуществляемого посредством угловых тромпов, наконец, смелые по приему планировки боковые проходы за столбами (со входами в боковые комнаты).
Все части внутреннего пространства выдержаны здесь в строгом равновесии, продиктованном мощным, четко очерченным куполом, возвышающимся в центре храма. Как и в Джвари, купол определяет здесь все части архитектурного целого, развитые именно с учетом его форм и размеров. И здесь архитектурные формы сильно выигрывают благодаря удачному освещению, представляющему собой продуманную, законченную систему.
Зодчий использовал функциональное требование выделения для заказчика — представителя эрисмтаварской семьи — особой ложи в храме, устроив над притвором открытые хоры. Они создают равновесие всего внутреннего пространства в соответствии с общим требованием грузинской архитектуры равномерно удлинять храм на восток и на запад, чтобы сохранить за куполом расположение в центре продольной оси.
Как и в Джвари, внешние формы храма в Цроми выявляют его внутреннее членение и план. Система расположения двускатных и односкатных кровель четко членит объемы.
Цроми. Церковь. Вид с северо-востока с реконструкцией купола (чертеж Н. П. Северова)
Мартвили. Церковь. Фрагмент восточного фасада
Стены, сложенные из ровных рядов хорошо отесанных квадров, подчас с подчеркнутыми швами сами по себе создают отличный архитектурный эффект. Это одно из основных свойств монументальной грузинской архитектуры.
На восточном фасаде обработана только средняя часть, отвечающая апсидальному полукружию; здесь впервые появляется совершенно четко выявленный мотив треугольных в плане ниш. При этом обе ниши объединены в одно гармоническое целое, соединяясь помещенной между ними плоской третьей нишей и аркатурой, проходящей в кладке стены. Строгое противопоставление тройной аркатуры гладкой поверхности стен подчеркивает характерную для той эпохи тенденцию к спокойной величавости простых архитектурных объемов.
Самая отделка обеих глубоких ниш чрезвычайно характерна и в то же время уникальна: поверх парных полуколонок, стоящих в их глубине, несомненно, были скульптурные фигуры.
Мартвили. Церковь. Фрагмент интерьера
Как известно, в средние века православная церковь всячески противодействовала развитию скульптуры, из-за чего в Грузии не получило дальнейшего развития то блестящее искусство, памятниками которого являются фигурные рельефы Болнисского Сиона, Джвари или Мартвили.
Архитектор Цроми, как и всякий архитектор большой, художественно зрелой эпохи, отбирал формы и элементы, сочетал отдельные части между собой, применял те или иные конструкции и материалы в соответствии с требованиями композиции в целом.
Показательна нерасторжимая связь конструктивных и художественных элементов здания. В этом смысле характерно использование конструктивно целесообразного введения ниш в статичном массиве стены для декоративного эффекта. Что это последнее решение не было само собой разумеющимся, как могло бы показаться, а было результатом определенного художественного замысла, легче всего, пожалуй, понять при сопоставлении с восточными фасадами больших сирийских базилик.
Потребность конструктивно сочетать полукруглую внутри апсиду и боковые помещения на той же линии с прямой снаружи восточной стеной ощущали, очевидно, и сирийские зодчие. Об этом свидетельствуют, в частности, базилики в Турманине, Калб-Лузе и др., где зодчие отказались от одной прямой стены, хотя и разместили круглую апсиду на одной линии с боковыми помещениями, не сделав из-за нее выступа.
Из этого сопоставления становится ясно, что грузинский зодчий в Цроми сразу же поставил себе целью решить конструктивную задачу и как художественную. Зрелое решение этой проблемы показывает, насколько ушла вперед грузинская архитектура по сравнению с Джвари: восточный фасад Джвари подготовил почву для цромского решения. Зодчий Цроми, художественно оформивший восточный фасад при помощи ниш, должен быть признан творцом этого мотива фасадного убранства, имевшего такое большое значение во всей средневековой архитектуре Грузии.
Но если в храме Цроми роль восточного фасада выявлена особенностями отделки и богатством украшений, то западный фасад по производимому им художественному эффекту здесь совершенно иной. Он прост, но исключительно монументален и внушителен в своей простоте. Сплошная поверхность гладкой стены создает впечатление мощного массива, что подчеркивается теневыми углублениями швов кладки. Вся масса очень широкого фасада дает отличную возможность проследить выявление тенденции к горизонтализму, характерной для грузинской архитектуры. Зодчий создал в Цроми градацию в формах фасадов: от богато украшенного восточного через довольно скромные боковые к совершенно строгому и величественному в своей простоте западному.
Обработка фасадов Цроми выявляет еще один (общий для всех фасадов) существенный принцип — принцип декорирования. Цромский зодчий отказался от самостоятельных украшений, от фигурных рельефов; он строго придерживался орнаментального декора, который накладывал с редким чувством меры только в самых значительных местах, создавая этим впечатление серьезной торжественности. Самые мотивы орнаментации представляют собой образцы тонкости и изысканности.
Как последнюю уступку в применении скульптурных композиций из фигур, подобных тем, которые украшают восточную апсиду Джвари, архитектор храма в Цроми допустил на восточном фасаде статуарные украшения ниш. Но вместе с тем здесь видно и сознательное решение художника: ниши, как таковые, требовали логического оправдания, что и достигнуто постановкой в их глубине статуй. Кроме того, ниши стали обрабатываться орнаментами.