Архитектура Грузии IV—VII вв. Особенности
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Грузии > Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
Центральнокупольные храмы
1 — церковь в Самцевриси, первая половина VII в. (схема венчающего карниза, план, фасады, поперечный разрез, наличники окон); 2 — церковь Давитиани (перспективный разрез и план); 3 — церковь Дзвели Гавази (план); 4 — собор в Ниноцминде (план); 5 — храм в Бана, середина VII в. [план, поперечный разрез (реконструкция), капители колонн, оконный проем на хорах]; 6 — собор в Ишхани, VII в. (капители древней колоннады в восточной апсиде)
1 — церковь в Самцевриси, первая половина VII в. (схема венчающего карниза, план, фасады, поперечный разрез, наличники окон); 2 — церковь Давитиани (перспективный разрез и план); 3 — церковь Дзвели Гавази (план); 4 — собор в Ниноцминде (план); 5 — храм в Бана, середина VII в. [план, поперечный разрез (реконструкция), капители колонн, оконный проем на хорах]; 6 — собор в Ишхани, VII в. (капители древней колоннады в восточной апсиде)
Самцевриси. Церковь. Фрагмент интерьера с видом на купол
Помимо рассмотренных памятников, характеризующих три этапа развития купольной архитектуры, уцелело еще некоторое количество памятников, хотя и небольших, но в равной мере отмеченных высоким художественным уровнем. К их числу относятся храм Самцевриси (Кварельский район), имеющий в плане форму простого креста; церковь Давитиани близ селения Вазисубани (Гурджаанский район); первоначальные формы Маиглисского храма — большой тетраконх с открытыми наружными помещениями в западной части, позднее застроенными; своеобразная церковь в Кисисхеви (Телавский район) и другие. Общий подъем архитектурного творчества, ознаменованный созданием Джвари и Цроми как ведущих памятников эпохи, уже в этих известных нам памятниках получает дальнейшее развитие, идущее из самых глубин народной жизни. Это вырисовывается достаточно ясно, несмотря на плохую сохранность части этих памятников.
В первоклассных произведениях древней купольной архитектуры, таких как Джвари, Цроми, Самцевриси, Давитиани, отчетливо выявляется техническая сторона возведения восьмигранных барабанов и куполов над квадратным основанием. Помимо необходимости рассчитать распор купола, как это требуется и для всех других видов сводов, здесь возникает кардинальная задача создания специальной каменной конструкции перехода от квадрата основания к подкупольному кругу.
Это так называемая конструкция тромпового перехода: на четырех углах квадрата основания для перехода к восьмиграннику выкладываются так называемые тромпы, т.е. полуконусы или конхи, из камня той же кладкой, как и все стены и своды данного храма. Над образованным таким образом восьмигранником поднимаются стены, имеющие перед переходом к окружности основания купольного свода в зависимости от его диаметра один или два ряда тромпов, переводящих восьмигранник в 16- и 32-гранник, поверх которого просто выкладывается круглое основание купольного свода.
Самцевриси. Церковь. Общий вид с востока
Многообразие форм тромпов в дополнение к названным двум основным с несомненностью говорит о том, что одной из стран, где весь этот творческий процесс проходил активно и самостоятельно, была Грузия.
Профессиональное мастерство выполнения всех строительных работ, кладка стен и сводов, теска квадров, подбор расцветки — все было доведено в это время до полного совершенства. Конховые своды выводились с соблюдением рисунка в расположении отдельных камней и с завершающим его замковым камнем свода, обыкновенно имеющим довольно сложную форму. Даже кладка больших арок иногда не просто осуществлялась из одинаковых каменных блоков, а блоки вырезались по специальному рисунку и, зацепляясь один за другой, еще крепче объединяли кладку, как, например, в Болнисском Сионе.
В грузинской архитектуре древнего периода, наряду с разработкой типа центральнокупольного христианского храма, было проявлено много творческой выдумки в переработке и приспособлении к своим потребностям храма базиликального типа. Задача состояла в таком преобразовании частей базилики, чтобы по возможности ближе подойти к привычной рациональной организации внутреннего пространства. Как архитекторы трактовали через 100 лет тему трехнефной базилики, которая во второй половине V в. представлена такими выдающимися сооружениями, как Болнисский Сион и др., уже указывалось выше. Представляет интерес и то, к чему привело в первой половине VII в. сведение площади к квадрату с четырьмя внутренними столбами.
Иное положение наблюдается в отношении другой темы некупольных храмов, а именно, трехпрестольных базилик. Наружный абрис этих храмов совпадает с базиликами: средняя часть под двускатной кровлей возвышается над боковыми, покрытыми односкатными крышами. Внутри же они членятся по длине глухими стенами с дверью в каждой, т.е. здесь поставлены в ряд как бы три самостоятельных церкви с алтарями в восточной части. Древнейшие примеры подобной композиции относятся ко второй половине VI в.
Одна из древнейших трехпрестольных базилик сохранилась на месте древнего села Квемо-Болниси невдалеке от Болнисского Сиона. Вход во все три церкви был только с юга: из южной проходили в главную через два входа с большими рельефными композициями, а из главной в северную. В этой, как и в других ранних трехпрестольных базиликах, это только поставленные подряд три однородные церкви, несколько механически связанные в единое композиционное целое.
В дальнейшем был выделен мотив двухарочного входа — портики у южной и северной церквей (Касури Георгий около Сатурами, Кондамиани, Руиспири и др.). Затем по сторонам главной церкви в восточной части боковых были выделены помещения для жертвенника, а затем и для диаконника.
Церкви VIII—IX вв
1 — Гурджаани. Базилика (поперечный разрез, восточный фасад, план, продольный разрез); 2 — Вачнадзиани. Церковь монастыря Квела-Цминда (план, продольный разрез, восточный фасад, схема перекрытия экседры); 5 — Некреси. Базилика, VII в. (поперечный разрез и план)
1 — Гурджаани. Базилика (поперечный разрез, восточный фасад, план, продольный разрез); 2 — Вачнадзиани. Церковь монастыря Квела-Цминда (план, продольный разрез, восточный фасад, схема перекрытия экседры); 5 — Некреси. Базилика, VII в. (поперечный разрез и план)
Наконец, контраст средней церкви по отношению к боковым был усилен устройством с западной стороны объединяющего обхода с различными вариантами, а также сильным повышением и расширением главной церкви (Зегани, Некреси).
Эта архитектурная тема, возникшая, видимо, именно в Грузии, здесь же получила и свое законченное художественное воплощение. В последних примерах это, по существу, одно помещение с портиками с трех сторон. Первоначальный тип, таким образом, перекомпонован по-новому, благодаря чему достигнуты архитектурная цельность и единство.
С внедрением христианства выявилась потребность не только в крупных и соответственно архитектурно разработанных, но и в сравнительно простых, т.е. относительно несложных для возведения типах храма. Таким типом явился тип зальной церкви — небольшого прямоугольного в плане помещения с алтарным полукружием в его восточном конце.
К числу подобных построек относятся две небольшие церкви. Одна из них расположена на крутом утесе близ Кацхи (Чиатурский район), ныне недоступном и обследованном лишь во время специального альпинистского восхождения, осуществленного 29—30 июля 1944 г. Сложенная из хорошо отесанных квадров, она имеет погребальную камеру со входом с запада. Вход в самую церковь, стоящую над южным краем "столпа", сделан с северной стороны. Другая небольшая зальная церковь в вышгороде Нокалакеви показывает, что даже в простых зданиях из булыжника грузинские зодчие строго соблюдали правильность линий конхи.
Сохранившиеся сравнительно хорошо древние зальные церкви, как, например, на Зуртакетской равнине, на Триалетском плато и в других местах, при крупных размерах имеют иногда полукруглую или многогранную снаружи апсиду, карнизы, украшенные арочками и сухариками. Иногда обычный тип зальной церкви бывает развит прибавлением отдельной капеллы, обычно украшенной двойным арочным входом на колонках с резными капителями и обработанными базами. Таким образом, известные со времен Болнисского Сиона архитектурные элементы находят доступ и в зальные храмы. Кроме того, нередко их фасады бывают украшены резьбой по камню.
Как мы видим, даже такая простая архитектурная тема приобретает в период творческого подъема страны яркие многообразные черты.