Грузия. Экономические и политические условия развития - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Грузия. Экономические и политические условия развития

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Грузии > Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
Карта средневековой Грузии с указанием современных государственных границ
Карта средневековой Грузии с указанием современных государственных границ
    К началу IV в. н.э. общественное устройство Грузии приняло новые формы: на смену рабовладельческому строю пришел феодальный. Эта смена, обусловленная ростом внутренних противоречий производства в условиях рабовладельческого уклада, содействовала дальнейшему прогрессивному развитию страны.
    Указанный экономический и социальный сдвиг сказался и на культурном росте страны. В общинах еврейской диаспоры, находившихся в разных городах Грузии, постепенно создавались группы приверженцев новой, христианской религии. Отсюда шло знакомство с ней и коренного населения страны. Это сильно облегчило дело пропаганды новой религии. И, действительно, в начале IV в. в столице Грузии Мцхете появилась проповедница этой новой религии — Нина из Каппадокии. Значительные слои населения Грузии, и в первую очередь представители знати, стали сторонниками новой веры.
    Историки утверждают, что признание царской властью христианства государственной религией Грузии было вызвано причинами политическими и экономическими: царская власть накладывала таким образом руку на крупные земельные владения приверженцев старой веры и порывала с тяготением к Персии. Но христианство как религиозное учение представляло собой совершенно новую, передовую для того времени этическую систему. Тот факт, что христианство получило признание в ряде стран Передней Азии, и в том числе Кавказа, лишний раз подтверждает высокий культурный уровень этих стран. И весьма знаменательно, что среди них Грузия была одной из первых, ступившей на эту высшую тогда ступень развития духовной культуры.
    Конечно, распространение новой идеологии имело не только прогрессивное значение: укрепляя феодальные отношения и содействуя ликвидации рабства, оно в то же время повлекло за собой уничтожение древней языческой письменности, разрушение архитектурных памятников и т.п.
    Переход к новой общественно-экономической системе принес свои плоды лишь во второй половине VI в. Предшествующие два века были ознаменованы борьбой за сохранение государственной самостоятельности Грузии, так как Рим и сасанидская Персия, борясь за мировое господство, стремились обеспечить за собой торговые пути, проходившие через кавказские страны. Родовитая знать находила в то время общий язык с завоевателями.
   Общественно-экономический и намечавшийся политический перелом повлек за собой постепенное перемещение политического центра Грузии. При Вахтанге Горгасале (V в.) вторым стольным городом становится Тбилиси, а с падением царской власти (523 г.) он отнимает первенствующую роль у Мцхеты, сперва как резиденция назначенного персидским шахом марзпана (правителя), а затем как резиденция эрисмтавара.
    Ко второй половине VI в. гнет персидского владычества вызвал среди знати, державшей во время борьбы с царской властью сторону персов, подъем национального самосознания и побудил ее встать во главе освободительного движения, охватившего широкие народные массы Грузии. Знать учла при этом благоприятную политическую ситуацию (ущемление персидской власти Византией, внутренние беспорядки в Персии).
    В 571—572 гг. в Грузии вспыхнуло восстание, предводительствуемое Гургеном Эриставом. Результатом его явилось оформление нового государственного порядка ("феодальная революция"): высший феодальный слой в Грузии "поставил эрисмтаваром Гуарама", т.е. создал новую суверенную государственную власть на основе феодального строя.
    Внешнеполитическая ориентация новой власти была на Византию, чему способствовала общая христианская идеология. Той же ориентации придерживалась и Западная Грузия, которая в культурном отношении являла полное единство с остальной Грузией. В конце 80-х годов VI в. новая власть подтвердила свою государственную самостоятельность, начав чеканить собственную монету.
    Названный перелом, имевший твердую базу в экономике, повлиял на расцвет зодчества, показателем которого являются памятники архитектуры второй половины VI и VII в. Дальновидная политика эрисмтаваров способствовала усилению культурных связей между всеми районами расселения картвельского и соседних народов. Она была ознаменована успехами и в начале следующего периода, когда на политическую арену Передней Азии вступили арабы с их программой покорения народов и насаждения ислама.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому