Собор в Бана
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Грузии > Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
Центральнокупольные храмы
1 — церковь в Самцевриси, первая половина VII в. (схема венчающего карниза, план, фасады, поперечный разрез, наличники окон); 2 — церковь Давитиани (перспективный разрез и план); 3 — церковь Дзвели Гавази (план); 4 — собор в Ниноцминде (план); 5 — храм в Бана, середина VII в. [план, поперечный разрез (реконструкция), капители колонн, оконный проем на хорах]; 6 — собор в Ишхани, VII в. (капители древней колоннады в восточной апсиде)
1 — церковь в Самцевриси, первая половина VII в. (схема венчающего карниза, план, фасады, поперечный разрез, наличники окон); 2 — церковь Давитиани (перспективный разрез и план); 3 — церковь Дзвели Гавази (план); 4 — собор в Ниноцминде (план); 5 — храм в Бана, середина VII в. [план, поперечный разрез (реконструкция), капители колонн, оконный проем на хорах]; 6 — собор в Ишхани, VII в. (капители древней колоннады в восточной апсиде)
Бана. Церковь. Руины обхода
Третий этап в развитии грузинской классики был отмечен созданием как бы своеобразной комбинации из тем первого и второго этапов: он охватывает конец 30-х, 40-е и 50-е годы VII в. Этот этап характеризуется грандиозными замыслами, от которых, однако, до нашего времени дошли лишь развалины и совершенно перестроенные сооружения. К их числу относятся небольшая включенная в радикально восстановленное здание с коренной переделкой в первой половине IX и затем в первой трети XI в. часть первоначального собора в Ишхани и собор в Бана, также восстановленный еще на рубеже IX и X вв. и сильно разрушенный во время военных действий в XIX в.
По своему плановому и пространственному построению собор в Бана представляет собой колоссальных размеров тетраконх, в котором соединительные звенья, переходы от апсиды к апсиде развиты в многоэтажные хоры, а низ каждой апсиды прорезан аркадой, что потребовало специального построенного в форме круглого коридора обхода.
Купол опирается на внешние стены верхнего яруса, в то время как четыре подкупольных устоя имеют известную обособленность. Этот исходный мотив композиции плана получил свое развитие в обходе. В целом здесь создана сложная грандиозная композиция.
Внутреннее пространство храма определялось центральным квадратом с купольным перекрытием на барабане, имевшем в диаметре около 8 м, и четырьмя рукавами креста равной глубины при высоте в 2,5 раза большей, чем ширина рукава. Такая высота создавала эффект грандиозности пространства, причем нужно еще представить себе градацию силы света — от максимальной благодаря прорезанному окнами барабану купола освещенности верха к среднеосвещениым верхним частям апсид с тремя окнами в каждой и, наконец, к наименее освещенной нижней части с окнами в обходе и аркадами в апсидах. Что касается хор, расположенных в три этажа в углах подкупольного квадрата, то они получали, видимо, освещение изнутри храма.
Бана. Церковь. Колонка на хорах
Бана. Церковь. Фрагмент руин с видом на восточную апсиду
Основное пространство с дополнительными хорами имеет еще специальный кольцевой обход. Наличие этих элементов опять-таки показывает полную взаимоувязанность отдельных форм: обход нужен был для создания устойчивости всей постройки с ее колоссальной высотой и огромной силой распора купола, так же как и многоэтажные хоры и глубина каждого рукава. Обходу придана правильная кольцеобразная форма, т.е. весь внутренний тетраконх с угловыми помещениями вписан в цилиндр стены, частью прорезанной арками, и на некотором расстоянии от него поставлен второй низкий объем, принимающий распор на себя.
Наружные массы храма должны были представлять собой совершенно своеобразное зрелище: вверху — небольшой по сравнению с остальными массами купол; затем глухое в объеме среднее звено, отвечающее внутреннему тетраконху и угловым помещениям; наконец, внизу — кольцевой обход.
Во всей композиции собора в Бана намечаются известный отход от строгой классики и появление некоторых новых элементов. Таковы, например, постановка колонн в обходе позади угловых подкупольных устоев, или цилиндрическая снаружи форма храма при восьмигранном барабане купола, или появление круглых колонн в апсидах и в обходе и т.д. Но в целом художественные принципы, положенные в основу архитектуры храма в Бана, коренным образом отличают его от привлекаемых к сравнению с ним в литературе византийских храмов Сергия и Вакха в Константинополе и Виталия в Равенне. Некоторая композиционная и декоративная близость между ними еще не рождает сходства. Византийские памятники свидетельствуют об интересе к подвижным, живописным формам с их многообразием картин, меняющимся распределением теней и т.д. Сильно отличается храм в Бана и от сирийской купольной церкви в Боере как частностями плана, так и перекрытиями — сводчатыми в Бана и стропильными в Боере.