Церковь в Цирколи, базилика в Гурджаани
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Грузии > Архитектура VIII—IX вв.
Церкви VIII—IX вв.
1 — Гурджаани. Базилика (поперечный разрез, восточный фасад, план, продольный разрез); 2 — Вачнадзиани. Церковь монастыря Квела-Цминда (план, продольный разрез, восточный фасад, схема перекрытия экседры); 3 — Некреси. Базилика, VII в. (поперечный разрез и план)
1 — Гурджаани. Базилика (поперечный разрез, восточный фасад, план, продольный разрез); 2 — Вачнадзиани. Церковь монастыря Квела-Цминда (план, продольный разрез, восточный фасад, схема перекрытия экседры); 3 — Некреси. Базилика, VII в. (поперечный разрез и план)
Церковь селения Цирколи в Ксанском ущелье представляет собой своеобразную удлиненную постройку, где алтарная апсида с пастофориями примыкает к подкупольному квадрату как основному пространству здания. Западная ее часть — двухэтажная. Купольный свод не имеет обычного полного подъема, он утвержден на четырех угловых тромпах, но лишен барабана. Благодаря этому все здание имеет двускатную крышу. В западной половине здания нижнее помещение имеет небольшую высоту, деревянное перекрытие и скудное освещение.
Верхний же этаж представляет собой высокое, просторное помещение, перекрытое полным коробовым сводом, правда тоже слабо освещенное. Лестница на верхний этаж была устроена снаружи здания. Несомненно, что три основных помещения этого храма отвечали социальной дифференциации: верхний этаж с двумя арочными окнами в сторону алтаря был выделен для представителей феодального рода, заказавшего эту постройку, подкупольное пространство было предназначено для его вассалов, а нижнее западное помещение за колоннами было отведено крестьянам и дворовым.
Эта мастерская архитектурная композиция определенно противоречит принципам предшествовавшего, классического периода: внутреннее пространство в ней четко расчленено на две части, создана множественность аспектов как внутри, так и снаружи. На этом здании отразилось и экономическое положение страны: наряду с напиленным правильными ровными брусками ноздреватым "ширими" (травертин), здесь применены также простой булыжник и довольно крупные плотные черно-серые каменные плиты совершенно случайной, неправильной конфигурации.
Лицевые поверхности всех фасадов, внутренняя отделка стен, купольный и коробовый своды, апсида с конхой, все арки, столбы, пилястры, тромпы и другие конструктивные детали выполнены из ширими. Характерно, что раствор булыжной кладки — густой, заполняющий швы до общей плоскости стены. Такое применение булыжника и отслаивающегося камня, пускаемого в стройку без всякой обработки, составляет характерную черту строительства VIII, IX вв. и даже в известной мере X в.
При этом применение булыжника обычно сочетается с использованием нарезанного квадрами камня для наиболее ответственных в конструктивном отношении или важных в композиционном отношении частей. В храме Цирколи еще в значительной мере применен тесаный камень, из которого выведены целиком два фасада. В дальнейшем применение тесаного камня все сокращается.
Гурджаани. Церковь. Общий вид с северо-востока
Двухкупольная базилика у селения Гурджаани также имеет по трем сторонам среднего нефа второй этаж с отдельными алтарями, а с запада — нартекс с открытой террасой на его крыше и открытой наружной лестницей. Средний неф этой высокой базилики состоит из трех частей; обе крайних перекрыты куполами в форме сомкнутого свода на небольших барабанах с четырьмя угловыми тромпами.
Выведена вся постройка типичным для Кахетии этого периода способом — из кирпича и булыжника; в незначительном количестве применены пиленые квадры ширими. Восточный фасад декорирован арками подковообразной формы.
В этой архитектурной композиции очень ярко выражены поиски новых приемов для большого храма с несколькими приделами. Двухкупольность этой типичной базилики есть логичное решение зодчего, поместившего один купол перед самым алтарем, чтобы добиться равновесия масс по продольной оси.Характерно, что другие известные в мировой архитектуре двухкупольные церкви ни в какой мере не походят на Гурджаанский храм. Мы видим также в Гурджаанской двухкупольной церкви интересное использование мотивов дворцовой архитектуры той поры: это открытые террасы и открытая на западную террасу парадная лестница.
Гурджаани. Церковь. Аксонометрический разрез
Характерные остатки большого купольного храма того же периода, перестроенного в X—XI вв., уцелели в с. Руиси (в восточной части Кварельского района). В Сигнахском районе сохранился неоднократно перестраивавшийся храм Стефана Хирского, переделанный из трехнефной базилики.