Церковь у Армази. Церковь Тао в Таос-Кари - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Церковь у Армази. Церковь Тао в Таос-Кари

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Грузии > Архитектура VIII—IX вв.
Церкви X—XI вв.
Церкви X—XI вв.
1 — Кумурдо. Церковь, 964 г., арх. Сакоцари (план, разрез и детали орнаментации карнизов); 2 — Таос-Кари. Церковь (фасад и план); 3 — Синатлэ. Церковь Никорцминда, 1010—1014 гг. (восточный фасад, план и детали орнаментации)
    Церковь в верховьях реки Лехуры около небольшого селения Армази (Ленингорский район) имеет строительную надпись с точно указанным годом сооружения — 864 г. План ее существенно отличается от других. Основное пространство образует квадрат, в котором близко от углов стоят колонны. Квадрат, образуемый перекинутыми с колонны на колонну арками, завершен купольным сводом, возведенным над четырьмя большими угловыми тромпами без барабана. С юга и запада церковь имеет обход. Наружные массы этого здания представляют собой как бы высокую зальную постройку под двускатной кровлей. С юга и запада пристроены притворы.
    Своеобразную композицию имеет звездообразный центральнокупольный храм на границе самой южной провинции исторической Грузии — церковь Тао в селении Таос-Кари. Это крупное здание (диаметр купола свыше 8,5 м), сложенное из булыжника и облицованное снаружи и внутри хорошо отесанными небольшими квадрами. Ко времени обследования значительная часть купола уже обрушилась, а облицовка была ободрана. Из восьми экседр, расходящихся звездообразно от центрального подкупольного пространства, только алтарная имеет полукруглую форму, остальные же — прямоугольные и перекрыты коробовыми сводами. Переход к окружности купола образуют два ряда тромпов, создающих общий уступ, уменьшающий диаметр купола. В барабане его было только четыре окна. Храм имел по сторонам алтаря небольшие, как бы спрятанные в толще стен помещения для жертвенника и ризницы. Грани фасадов церкви, промежуточные между экседрами и прорезанными окнами, отмечены наличием треугольных в плане ниш.
    Рассмотренные выше памятники купольной архитектуры VIII и IX вв. не исчерпывают всех своеобразных композиций, создававшихся в это время. Наряду с ними возводилось и много таких купольных построек, которые непосредственно продолжали типы, разработанные еще в предыдущий период. К их числу относится большая купольная церковь в Опизе — первом из монастырских пунктов, восстановленных после арабских опустошений, в IX в. уже цветущем культурном центре. У этой церкви — неглубокие боковые рукава и длинный, многочленный западный. В Опизе выделяются и другие постройки — трапезная с трехнефным залом, библиотека с квадратным в плане залом, перекрытым куполом со световым отверстием в центре, и др. О дате строительства монастыря говорят сохранившиеся в храме и трапезной надписи Ашота Куропалата (ум. в 826 г.).
    Из числа других храмов этого времени следует упомянуть еще ряд храмов типа "свободного креста", представленного в разных вариантах. Это малая купольная церковь селения Атени (Горийский район), церковь селения Лавра в ущельи реки Кавтуры (Каспский район) и церковь Джвар-Патиосани в селении Теловани близ Ксовриси (Мцхетекий район).
    Памятники купольной архитектуры VIII и IX вв. — эпохи арабского ига, сопровождавшегося отливом культурных сил из столицы в периферийные районы, — свидетельствуют о том, что развитие грузинской архитектуры не прекращалось и в это тяжелое время. Развитие это характеризовалось упорными поисками новых путей в отличие и, можно сказать, в противоположность классическим памятникам типа Джвари или Цроми. Искания эти приводили подчас к композициям, противоречивым в отдельных частях, далеким от классической гармонии. Однако то, что было достигнуто к рубежу X и XI вв. и что создало далее до середины XIII в. ряд последовательно восходящих ступеней "живописного" стиля в архитектуре с его блестящим обилием и неисчерпаемым разнообразием орнаментации, — все это было исторически закономерным процессом.
    Как уже было упомянуто, именно от этого периода осталось несколько дворцовых построек, позволяющих, несмотря на их руинное состояние, определить те ведущие тенденции, которые явились совершенно новым вкладом в архитектуру страны. Ряд дворцов светских феодалов — в крепости Кветера (Ахметский район), выше селения Ванта (Телавский район) и выше селения Шрома (Гурджаанский район), а также духовных феодалов — в Череми (Гурджаанский район) и в Некреси (Кварельский район) — дают возможность установить общие принципы размещения дворцов (обязательно на возвышенном месте) и их планировки.
    Все помещения распределяются в двух этажах: в нижнем располагаются службы, в верхнем — жилые комнаты и большой приемный зал феодала. Оба этажа имеют плоские деревянные перекрытия. Верхний этаж обильно освещен громадными окнами, обычно двумя в торцовой стене и длинным частым рядом по продольному фасаду; при этом широкие и высокие окна начинаются от пола. Нижний же этаж скудно освещен маленькими проемами. Обычно он имеет проходы служебного назначения и громадные камины, которые иногда бывают устроены в залах верхнего этажа.
    На второй этаж ведет широкая наружная каменная лестница. В отдельных зданиях размещаются ванное помещение, обработанный родник и фамильная церковь, как, например, небольшая трехпрестольная базилика около Вачнадзианского дворца IX в. (близ селения Шрома). Оба здания выложены из булыжника и кирпича крупного размера. К сожалению, в отношении разбивки парка, ограды, подсобных зданий и т.д. сохранившиеся памятники не дают материала для суждения.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому