Храм Квела-Цминда. Храм Некресского монастыря
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Грузии > Архитектура VIII—IX вв.
Церкви VIII—IX вв.
1 — Гурджаани. Базилика (поперечный разрез, восточный фасад, план, продольный разрез); 2 — Вачнадзиани. Церковь монастыря Квела-Цминда (план, продольный разрез, восточный фасад, схема перекрытия экседры); 3 — Некреси. Базилика, VII в. (поперечный разрез и план)
1 — Гурджаани. Базилика (поперечный разрез, восточный фасад, план, продольный разрез); 2 — Вачнадзиани. Церковь монастыря Квела-Цминда (план, продольный разрез, восточный фасад, схема перекрытия экседры); 3 — Некреси. Базилика, VII в. (поперечный разрез и план)
Памятники IX в. близки к рассмотренным памятникам VIII в., продолжая ту же линию, которая наметилась после VI—VII вв.
Первым в ряду этих памятников как по своим высоким художественным качествам, так и по значению в развитии грузинской архитектуры стоит расположенный в лесу за селением Шрома так называемый купольный храм Вачнадзианского монастыря Квела-Цминда (Гурджаанский район). Этот грандиозный храм представляет собой совершенно уникальную и очень сложную композицию.
Вачнадзиани. Храм монастыря Квела-Цминда. Общий вид с юго-запада
Вачнадзиани. Храм монастыря Квела-Цминда. Фрагмент интерьера
Вачнадзиани. Храм монастыря Квела-Цминда. Интерьер с видом на алтарную апсиду
По своей общей композиции — это сложное грандиозное здание многоалтарной купольной церкви. Основное церковное пространство ее составляет большой, протяженный зал с куполом над центральной частью. Здесь купол утвержден на неглубоких выступах из продольных стен, по длине которых трижды повторяются перпендикулярно установленные своды, воспринимающие распор купола и больших коробовых сводов.
По обеим продольным сторонам этого главного пространства располагаются дополнительные: от главного алтаря ведут проходы в самостоятельные триконхи, и кроме того западнее выделены самостоятельные апсиды, объединенные общим обходом по западному фронту всего здания. Таким образом, архитектор этой постройки перекомпоновал и превратил в сложную, художественно законченную купольную композицию, по существу, простой план трехпрестольной базилики.
Купол венчает центральный квадрат здания, который имеет значительно большую высоту. С куполом связаны и постоянно меняющиеся освещенность и затененность этого пространства с его нишами, конхами на тромпах и т.д., создающие в этих изменениях дополнительный художественный эффект. Отход от пластической четкости форм главного пространства особенно сильно проявляется в замене парусами тромпового перехода от квадрата к окружности купола: в этом решающем месте сделан незаметный, как бы скользящий, переход, усиливающий впечатление высоты и грандиозности, стройности пропорций целого.
В этом главном помещении Вачнадзианской Квела-Цминды проявилась новая, идущая на смену классической живописная трактовка архитектурной композиции. Но, с другой стороны, весь художественный замысел здания с его сложностью, наличием отдельных дополнительных престолов, комнат, обхода, трех больших помещений на хорах — все еще является отзвуком классических принципов сочетания воедино самостоятельных частей сложной композиции.
Эта же двойственность проявляется и в отдельных элементах, как, например, в разных приемах перехода от квадрата основания к окружности купола: в главном помещении он осуществлен посредством парусов, а в боковых — посредством тромпов. Экседры главного помещения служат дополнением к пространственной организации всего сооружения. То же явление прослеживается и в наружных массах здания.
Таким образом, это великолепное, грандиозное архитектурное произведение стоит исторически на рубеже двух эпох и в силу своей специфики является двойственным, противоречивым, не имеющим будущего.
Вачнадзиани. Монастырь Квела-Цминда. Руины палат
Другой своеобразный памятник той же поры — купольный храм Некресского монастыря, расположенный за рекой Алазани в Кахетии (Кварельский район). Он возведен из местного рваного камня. Главная церковь монастыря представляет в плане квадрат с примыкающим к нему с востока (почти на всю ширину стороны квадрата) полукружием алтаря. На основном кубе высится восьмигранный о четырех окнах барабан с купольным сводом. Переходом от куба к восьмиграннику служат над западными углами подкупольного квадрата два мощных тромпа в форме конх, а над восточными, примыкающими к арке алтаря углами положены плоско наискось каменные перемычки. Внешние массы храма очень своеобразны.
Эта небольшая, но относительно высокая, вытянутая вверх постройка является третьей церковью монастыря, построенной после двух других. В ее художественной композиции ясно проявляется ищущий дух архитектора. В основу плана положена идея сочетания центральной главной церкви и двух дополнительных по бокам. Но от осуществления этой идеи по типу трехпрестольных базилик здесь почти ничего не осталось.