Церковь Ирины. Церковь Апостолов. Византийские "цистерны"
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Константинопольская архитектурная школа
Константинополь. Церковь Ирины, 532 г., перестроена в VI—VIII вв.: южный фасад
Константинополь. Церковь Ирины, 532 г., перестроена в VI—VIII вв.: продольный разрез
Недалеко от Софии, к северу от нее, стоит другой памятник ранневизантийской архитектуры Константинополя — церковь Ирины, построенная одновременно с Софией. Она сгорела в 564 г., после чего ее перестроили, а в 740 г. она была довольно сильно повреждена во время землетрясения и еще раз перестроена. В своем первоначальном виде церковь Ирины была купольной базиликой, близкой к прототипам Константинопольской Софии. Она дает наглядное представление о той разнице, которая существует между купольными базиликами, предшествующими Софии, и замечательным созданием Анфимия и Исидора.
Церковь Ирины в первоначальном виде далеко не была такой пространственной и воздушной, как София. Ее наружный объем тяжеловат, преобладают массивные стены, проемы относительно невелики. Очень характерно сохранившееся от первого строительного периода окно в восточной части северной стены, разделенное пополам массивным столбом. На него опираются арки двух проемов, объединенные крупной аркой. Крестовокупольная система в церкви Ирины появилась в результате более поздних перестроек.
Собор Софии и церковь Ирины образовали вместе архитектурный ансамбль. Однако мы не можем представить его себе достаточно полно, так как не исследована промежуточная застройка между двумя зданиями. Можно отметить только, что обе постройки поставлены параллельно друг другу, но с некоторым отклонением осей.
Константинополь. Церковь Ирины. Первоначальный двойной проем окна
Константинополь. Церковь Ирины, 532 г., перестроена в VI—VIII вв.: план нижнего этажа, план на уровне хор
На высоком холме в центре Константинополя стояла вторая по величине и значению церковь столицы — церковь Апостолов, построенная при Юстиниане. Сохранились довольно подробные описания ее в литературных источниках. Ей посвящены многочисленные, в том числе и весьма капитальные, исследования. Однако невозможно достаточно конкретно представить себе ее архитектуру. Мы знаем, что пять куполов были расположены крестообразно по странам света.
В самых общих чертах церковь Апостолов была подобна церкви Иоанна в Эфесе VI в., а также, в некоторых только отношениях, собору Сан Марко в Венеции. Однако Сан Марко явился существенной переработкой системы церкви Апостолов, переведенной на язык эпохи и превращенной в сложную крестовокупольную постройку. Эфесская церковь до нас не дошла, лишь фундаменты ее и отчасти основания стен были открыты при раскопках. Отражением и переработкой архитектуры церкви Апостолов является также композиция церкви Гекатомпилиани на о. Паросе.
Церковь Апостолов не была крестовокупольной постройкой и примыкала к купольным базиликам — ведущему архитектурному типу той эпохи. Можно до некоторой степени представить себе в самых общих чертах облик церкви Апостолов, если взять за основу Сан Марко и заменить его крестовокупольные ячейки купольнобазиличными. Для этого необходимо перекрыть все помещения, окружающие центральную группу пяти куполов, по образцу Софии в Константинополе.
Все концы креста должны быть перекрыты крестовыми сводами, вследствие чего исчезнут крестообразные интерьеры. Своды будут, как в Софии, достигать только основания больших подкупольных арок; над ними откроются большие полуциркульные оконные проемы, которые будут непосредственно освещать пространства над куполами.
Планы церквей Апостолов в Константинополе (реконструкция Сотириу) и Иоанна в Эфесе, VI в.
О. Парос Церковь Панагии Гекатомпилиани, VI—VII вв. Аксонометрический разрез
Церковь Апостолов была большим храмом рядом с императорской гробницей, тоже до нас не дошедшей. Ее алтарь находился в середине здания, под центральным куполом. На соответствующем месте с Сан Марко имеется пустой квадрат мраморного пола, контрастирующий с богато украшенным полом под другими куполами. Крестообразный план церкви Апостолов и расположение алтаря в середине повторяют особенности мартириев более раннего периода, что объясняется погребальным характером сооружения.
Мозаики в церкви Апостолов уже в ранневизантийский период изображали многофигурные сцены из священного писания. Это лишний раз показывает, насколько своеобразными были архитектура и живопись Софии.
Возможно, что церковь Апостолов была третьей постройкой в Константинополе строителей Софии Анфимия и Исидора. Проверить это невозможно, однако такое предположение является вероятным.
В V—VII вв. получил свое завершение архитектурный тип утилитарных построек различного назначения (мастерская, складочное помещение, резервуар для воды), просуществовавший в дальнейшем до падения Византии. Обычно подобные сооружения условно называют цистернами. Их сохранилось очень много, особенно в Константинополе, но также и в других городах и в монастырях. Все они однородны и отличаются друг от друга главным образом по занимаемой площади, по конфигурации плана, всегда простого прямоугольника, и по высоте, доходящей до трех ярусов колонн, последовательно соединенных друг с другом арками.
На рисунке сопоставлены различные варианты. Некоторые из них имеют выходящие наружу окна и ведущие вниз внутренние лестницы, примыкающие к дверным проемам. Особенно велико здание такого типа Бин-Бир-Дирек ("тысяча и одна колонна") в Константинополе. Конструктивная задача, стоявшая перед зодчими подобных зданий, состояла в том, чтобы перекрыть обширные помещения сводами с небольшими пролетами при помощи системы свободно стоящих опор. В этом отношении цистерны подготовили возникновение средневизантийского крестовокупольного здания.
Изучение ранневизантийской архитектуры Константинополя показывает, что собор Софии занимает в ней, как и во всей византийской архитектуре, совершенно исключительное место. Было бы неверным считать, что повторений Софии не было потому, что София была случайным явлением в истории византийского зодчества. Она не могла быть повторена потому, что не могло повториться задание построить главную церковь Византийской империи.
Именно как здание, отвечавшее этому заданию и необыкновенно полно отразившее византийское мировоззрение, византийскую государственность и принципы византийского искусства, София в Константинополе представляет собой наиболее характерное произведение всего византийского зодчества. Произведения, особенно полно отразившие свою эпоху и мировоззрение породившей их культуры и народа и тем не менее оставшиеся неповторенными, возникали также и в другие эпохи. Таков, например, Покровский собор (Василий Блаженный) в Москве.
Что же касается отдельных элементов Константинопольской Софии, например парусов, внутренней мраморной облицовки стен, закомар и многих других, то они оказали очень большое влияние как на византийскую архитектуру последующего времени, так и на зодчество других стран.
Особенно существенно, что София послужила в известном смысле отправной точкой развития столичного варианта крестовокупольной системы последующего времени. Она и в этом отношении является глубоко закономерным и необходимым звеном развития византийской и всей мировой архитектуры.
Византийские "цистерны": 1 — Бин-Бир-Дирек в Константинополе (план, разрез, свод, детали колонны); 2 — "цистерна" на о. Хиос (план и разрез); 3 — "цистерна" в Александрин (план и разрез); 4 — "цистерна" около Чукур бостана мечети, султана Селима в Константинополе (план, фасад, разрез); 5 — "цистерна" около монастыря Пантократора в Константинополе (план и разрез)