Херсонес, храмы. Керчь, церковь Иоанна Предтечи
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Северного Причерноморья (V—IX вв.)
В херсонесской архитектуре X в. продолжал применяться тип центральнокупольной постройки. К нему относятся три крестообразных в плане храма Херсонеса, постройку которых на основании последних исследований относят к X в. (О. И. Домбровский). По мнению других исследователей (А. Л. Якобсон), крестообразные храмы Херсонеса следует относить к раннесредневековому времени.
Примером здания этого типа может служить так называемый "храм с ковчегом", построенный над античным Херсонесским театром в южной части города. Крещатый в плане храм завершается на восточной стороне апсидой с высеченным в скале синтроном. По бокам к апсиде примыкают небольшие четырехугольные в плане притворы, соответствующие жертвеннику и дьяконнику. Стены здания сложены из грубо околотых блоков камня на известковом растворе.
Близкими по типу являются крестообразные храмы в центральной части города (под современным Владимирским собором) и загородный, на холме к югу от города, с замечательными многоцветными мозаиками полов. К зданиям этого типа можно отнести и пятиапсидный храм в западной части города с нартексом и шестью отдельными капеллами, окружающими центральное пространство храма. В структуре этого памятника усматривают черты, сближающие его с крестовокупольной системой. Постройку этого храма относят к первой половине X в.
Крестовокупольная система становится преобладающей в архитектуре Херсонеса с X в. Это, правда, относится к более крупным храмовым постройкам, так как многочисленные маленькие церкви и часовни строились по прежней схеме одноапсидного однокамерного храма. К зданиям крестовокупольного типа относятся шестистолпный храм с тремя полукруглыми апсидами и усыпальницами в подвальном этаже на северном берегу ("здание № 34") и очень близкий к нему небольшой храм с усыпальницей в восточной части города ("здание № 6").
Вторым типом крестовокупольного храма с четырьмя свободно стоящими столбами или колоннами и нартексом с западной стороны является трехапсидный храм с усыпальницами в западной части города ("здание № 9").
Все эти три храма имеют много общего с архитектурой Болгарии и Греции X—XII вв., где можно наблюдать близкие к херсонесским типы, формы и методы строительства.
Наиболее интересным памятником этой группы является небольшая церковь на северном берегу ("храм в огороде", или "здание № 21"), близкая по типу к "зданию № 9". Храм имел нартекс, четыре свободно стоящие мраморные колонны в центральном подкупольном пространстве и три апсиды. Фасады его были расчленены уступчатыми пилястрами.
Средневековые сооружения Крыма
1— Мангуп; а — дворец, XIII—XIV вв.; б — октогон, VI в.; 2 — Керчь. Церковь Иоанна Предтечи, X— XIII вв.; 3 — Коктебель (Планерское). Базилика, VII—VIII вв.; 4 — Партенит (Фрунзенское). Базилика, VII—VIII вв.
1— Мангуп; а — дворец, XIII—XIV вв.; б — октогон, VI в.; 2 — Керчь. Церковь Иоанна Предтечи, X— XIII вв.; 3 — Коктебель (Планерское). Базилика, VII—VIII вв.; 4 — Партенит (Фрунзенское). Базилика, VII—VIII вв.
Очень близка по архитектуре к этому зданию церковь Иоанна Предтечи в Керчи — единственный памятник византийского зодчества в Крыму, сохранившийся в целости до наших дней. Церковь стоит на берегу Керченского пролива в районе древнего порта. Постройку ее по ряду архитектурных особенностей можно отнести ко времени между X и XIII вв.
Керчь. Церковь Иоанна Предтечи, X—XIII вв. Общий вид
В центре здания стоят четыре мраморные колонны с коринфскими капителями раннесредневекового периода (вторично использованными). На эти колонны опираются крещатые в плане столбы, несущие на себе систему подпружных арок и парусных сводов. Здание увенчано высоким барабаном с полусферическим куполом. Ветви архитектурно-пространственного креста, образующие закомары на фасадах, значительно подняты над боковыми объемами. С запада к зданию примыкал нартекс, над которым, по-видимому, располагались хоры. С востока здание завершается тремя апсидами, украшенными плоскими нишами и полукодоннами во втором этаже. Здание стоит на глубоких бутовых фундаментах. Стены церкви сложены из блоков тесаного камня на известковом, без примеси цемянки, растворе с прослойками кладки из тонкого кирпича-плинфы. Четыре ряда каменной кладки чередуются с четырьмя рядами плинфы по всей высоте здания. Перемычки, арки и своды выполнены из плинфы.
Большой интерес представляет сложная декорация фасадов. Портал обрамляли мраморные колонны. Фасады расчленены уступчатыми пилястрами, подчеркивающими вертикальность композиции здания. Фасады здания украшены сетчатым орнаментом из белокаменных деталей (в закомарах ветвей креста и над окнами второго яруса). Церковь имела лишь два входа — западный и с северной стороны нартекса. Внутренние стены были украшены фресковой росписью, частично сохранившейся до наших дней. Характерные для церкви Иоанна в Керчи стройные, сильно вытянутые вверх пропорции свидетельствуют о развитом характере крестовокупольной системы.
Ко времени, близкому к постройке церкви Иоанна Предтечи в Керчи, относится раскопанная церковь в Тмутаракани, стоящая на другом берегу Керченского пролива. Известно, что в Тмутаракани князь Мстислав в 1021 г. построил Богородичную церковь, а в XI в. там существовал монастырь. Атрибуция открытого памятника не установлена. План здания близок к плану церкви Иоанна Предтечи в Керчи, и некоторых памятников древнерусского зодчества X—XII вв. Близкими по типу к монастырским храмам Киевской Руси второй половины XI в. (церкви в Зарубе и в усадьбе Киевского художественного института) являются и упомянутые выше крестовокупольные храмы Херсонеса.
Интересным крестовокупольным храмом Крыма XII—XIII вв. была не сохранившаяся до наших дней церковь Троицы в с. Лаки неподалеку от Бахчисарая. Кладка этого четырехстолпного трехапсидного храма была характерна для техники позднего средневековья.
В развитии архитектуры Крыма с V по VIII в. главенствующую роль играло византийское зодчество, которое само по себе не было однородным и разветвлялось на многие провинциальные школы. Особенности архитектуры этих школ во многом обусловливались традициями. Особенно сильно это сказывалось в архитектуре жилья, в застройке городов и селений, в развитии местных приемов строительной техники и в особенностях архитектурных форм. В зодчестве Крыма творчество местных народов наложило отпечаток на характер Херсонесской архитектурной школы.
С другой стороны, херсонесское зодчество, в котором перекрещивались влияния малоазийских и балканских стран и столичной византийской архитектуры, было важным звеном в архитектурных связях народов Северного Причерноморья. Определенную роль в архитектуре средневекового Крыма сыграли и архитектурные связи с древней Русью, тесное общение с которой можно видеть на примерах Херсонеса и Тмутаракани.