Гражданское строительство. Жилые дома
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Молдавии и Валахии
Во всех областях крестьянские жилые дома имеют в плане и в объеме одинаковую прямоугольную форму. Рубленые (в гористых местностях), с деревянным каркасом и стенами, сделанными из плетеной лозы, обмазанной глиной (в равнинных и холмистых местностях), из промятой глиняной массы или саманного кирпича (в окрестностях Дуная и в Добрудже), крестьянские жилые дома состоят из двух-трех и даже больше комнат, часто расположенных в двух уровнях.
Характерные типы крестьянских домов
1 — дом в селе Буздулар-Хунедоара (Трансильвания); 2 — дом в селе Извоаре-Аюд (Трансильвания); 3 — дом в селе Илва Мике-Клуж (Трансильвания); 4 — дом в селе Фиербинци-Бухарест (Валахия); 5 — дом в селе Зынэтори-Бакэу (Молдавия)
1 — дом в селе Буздулар-Хунедоара (Трансильвания); 2 — дом в селе Извоаре-Аюд (Трансильвания); 3 — дом в селе Илва Мике-Клуж (Трансильвания); 4 — дом в селе Фиербинци-Бухарест (Валахия); 5 — дом в селе Зынэтори-Бакэу (Молдавия)
Архаический тип — одноэтажный дом — состоит из двух сообщающихся комнат; одна из них служит для жилья, а другая исключительно для хранения продуктов. Более развитый и самый распространенный тип дома состоит из двух-трех жилых комнат. Одна из них — меньшая в двухкомнатном или средняя в трехкомнатном варианте — называется "тиндэ" или "чиндэ" и служит передней и в то же время кухней. В глубине этого помещения находится очаг с пирамидальной дымовой трубой, которая либо доходит до чердака, откуда дым выходит наружу через щели кровельного материала, либо возвышается над крышей. В Трансильвании тип жилища с передней (тиндэ) отличается тем, что очаг имеет печь для выпечки хлеба, построенную из кирпича и глины.
Село Жибля-Питешти. Дом с "фоишор" (с балконом)
Перед главным фасадом дома, самым длинным и обращенным по обыкновению на юг, почти всегда находится галерея с крышей на столбах, называемая "приспэ", "салэ" или "тырнац", если она занимает всю длину фасада, либо "фоишор", (балкон) или "придвор" (в Трансильвании "привариу"), если она занимает только часть фасада.
Самые интересные и красивые типы таких жилищ мы находим в горных районах. Весьма умело связанные с рельефом местности и окружающим пейзажем жилые дома этих районов, часто двухэтажные, имеют обыкновенно два помещения и либо "приспэ", либо "фоишор" по фасаду, а иногда и то, и другое. Самыми живописными являются дома с балконом.
Замечательное мастерство народных зодчих особенно проявилось в создании облика двух элементов — балкона и галереи, а также в украшении резьбой и расцветкой их частей: столбов, опорных колонок, балюстрад, балок. Формы и декоративные мотивы этих элементов придают жилищу специфически местный характер.
Жилой дом и все подсобные постройки — конюшня, хлев, курятник и др. — сгруппированы в огороженном дворе, одна сторона которого выходит на улицу. В глубине находятся огород и сад. Обычно дом повернут к дороге узким фасадом и стоит на красной линии или немного в глубине. Отдельные хозяйства разбросаны по всему селу, что придает ему неправильный, но живописный вид. Большие участки, отделяющие хозяйства друг от друга, засажены деревьями и фруктовыми садами. Таким образом, эти хозяйства, расположенные среди природы, приспособлены к местности и органически связаны с окружающим их пейзажем.
Село Куртишоара-Крайова. Фрагмент галереи дома
В некоторых румынских деревнях Трансильвании жилой дом и подсобные постройки расположены все вместе по одной стороне двора, перпендикулярной к улице, и образуют единое здание под одной крышей. В этом случае дворы очень узки. Это делалось по примеру немецких трансильванских деревень, где в противоположность румынским селениям дома расположены в одну линию и связаны между собой высокими каменными воротами, образуя единый фронт уличной застройки.
Село Кымпу-Лунг (Трансильвания). Крестьянский двор
Село Моечиул-Фэгэраш (Трансильвания). Крестьянский двор
В некоторых селах с преобладающим пастушеским характером, в северной Мунтении, в южной Трансильвании и в северной Молдавии, у хозяйств, находящихся далеко в стороне от улицы, все здания сгруппированы вокруг маленького двора, закрытого, как крепость, со всех сторон. В зависимости от порядка распределения отдельных зданий и способа соединения их между собой в этих хозяйствах различают два варианта.
В первом варианте друг против друга стоят два корпуса: в одном находятся жилые помещения, в другом сгруппированы все подсобные постройки. По краям оба корпуса связаны между собой двумя сараями, у которых наружные стены сплошные, а вместо внутренних, со стороны двора, — ряд деревянных столбов, поддерживающих крышу. Во втором варианте двор, также закрытый со всех сторон имеет в своей наружной части неправильные очертания. Беспорядочное расположение зданий, кажущееся, впрочем, таким более в плане, чем в действительности, придает ансамблю живописный характер.
Чтобы дополнить это краткое описание румынского народного жилища, нужно добавить, что почти не существует дома или подсобной постройки, которые не были бы отделаны и красиво украшены резными орнаментами и раскраской. Декоративные мотивы, вырезанные по дереву или выгравированные в штукатурке стен, вокруг окон и дверей, по углам зданий, по перилам балконов и т.д., состоят из различных комбинаций геометрических фигур — прямых или кривых линий, квадратов, ромбов, кругов, звезд, колес и т.п. — или из стилизованных изображений растений, цветов, птиц, зверей.
В искусстве украшения деревянных подпорных колонок, коньков крыш, перил и других деталей стремление к стилизации, свойственное декоративному искусству румынского крестьянина, привело не только к установлению определенных тематических мотивов, но и к созданию целого словаря художественных терминов, в соответствии с которым этим мотивам часто даются опоэтизированные названия воспроизводимых ими образцов: жаворонок, козья лапа, крест, орлиное крыло, гвоздика, священнический посох и т.д.