Гражданское строительство. Монастыри. Дворцы. Дома бояр
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Молдавии и Валахии
Наряду с культовой архитектурой неуклонно развивалось также гражданское зодчество. Главными объектами гражданского строительства были в это время разного рода жилые дома, монастыри с кельями, трапезными, кухнями и другими хозяйственными постройками, а также княжеские дворы.
Бухарест. Монастырь Вэкэрешти. Кухня, XVII—XVIII вв. План и разрез
Монастырь Драгомирна, 1610—1627 гг. Общий вид
Монастырь Бребу. Надвратная башня, середина XVII в.
Построенные в форме правильного четырехугольника, расположенные, как правило, в уединенных местах, но часто и на окраине или в центре города, монастыри были почти всегда укреплены: они были окружены высокими и толстыми стенами с башнями. Они были призваны удовлетворить нужду государства в обороне в эпоху, когда турецкое правительство не разрешало строить крепости.
Все же их преобладающий жилой и хозяйственный характер был сохранен благодаря различным зданиям, тянувшимся внутри монастыря вдоль его стен: кельям, трапезным, домам для игумена и для гостей, кухням и т.д. Типичными примерами монастырских ансамблей являются в Молдавии монастырь Драгомирна возле Сучавы, построенный между 1610 и 1627 гг., а в Валахии монастырь Бребу в области Плоешти, основанный в 1650 г. Матвеем Басарабом.
Из комплексов больших княжеских дворов, выстроенных в это время в Сучаве, Яссах, Тырговиште и Бухаресте, сохранились только, и то лишь в руинах, остатки дворца в Тырговиште, сооруженного в конце XVI в., переделанного и увеличенного во времена Матвея Басараба и еще раз перестроенного в правление Константина Брынковяну. Прообразом княжеских дворцов, так же как и всех строившихся в то время боярских домов, служил распространенный тогда тип скромного крестьянского дома с центральными сенями и двумя комнатами.
Построенные из камня, кирпича и дерева народными зодчими и местной рабочей силой, дома бояр, воздвигнутые в деревне или в городе, отличаются от крестьянских домов главным образом размерами и имеют обыкновенно два этажа. В нижнем этаже находятся несколько жилых помещений или склады, а также вместительный погреб, часто сводчатый.
На верхнем этаже в середине находится зал с комнатами по обеим сторонам. К нему примыкает крытый балкон, носящий название "фоишор" или "придвор" и окруженный каменными аркадами на колоннах или деревянными колонками. Такой же балкон "фоишор", часто закрытый, примыкает к залу с заднего фасада.
Лестница на второй этаж, всегда наружная, проходит либо через балкон главного фасада, либо возле него. Все это хорошо видно на одном из самых старых сохранившихся домов этого типа — доме Коцофяну в селе Коцофени (область Крайова), который датируется второй половиной XVII в.
Село Коцофени в области Крайова. Дом Коцофяну, 2-я половина XVII в. Фасады и планы 1-го и 2-го этажей
Мэлдэрешти. Дом-крепость (кула), XVII
Наряду с традиционным барским домом в северо-западной части Валахии к концу XVII в. получил распространение специальный тип дома-крепости, носящий название "кула". Имея очень сжатый объем призматической формы с 2—3 этажами, из которых нижний, с укрепленными входами и маленькими окошками в виде бойниц, находится на уровне земли, румынская "кула" принадлежит к типу укрепленных домов, распространенных во время турецкого господства в балканских странах. Из подобных домов, сохранившихся в Румынии, наиболее интересны дома в Куртишора (область Крайова) и в Мэлдэрешти (область Питешти). Они показывают, что румынские зодчие внесли в балканский тип оригинальные формы местной архитектуры.
Могошоая. Дворец Брынковяну. Фрагмент лоджии
Могошоая, близ Бухареста. Дворец Брынковяну, 1702 г. Общий вид
Но самый большой прогресс, который можно отметить в светском строительстве этого времени, связан с именем Константина Брынковяну. Господарь, склонный к блестящей и роскошной жизни, в которой влияние двора константинопольских султанов перемешивалось с идеями, шедшими из России Петра Великого, из Италии и из Франции, заставил выстроить для себя много новых резиденций. Из-за их новых форм, напоминающих по некоторым деталям дворцовую архитектуру Северной Италии, они были им названы на западный лад палатами. Лучшим примером такого пышного жилища, сохраняющего, однако, местный характер архитектуры, является дворец в Могошоая близ Бухареста, построенный в 1702 г.
Развивавшаяся в тесной связи с зодчеством соседних стран, румынская архитектура обязана своим самобытным характером и своеобразием в первую очередь тем своим специфическим чертам, источником которых являются богатые и многообразные произведения народной архитектуры и народного искусства в целом.
Могошоая, близ Бухареста. Дворец Брынковяну, 1702 г. планы
Чтобы составить себе полное представление о многовековом развитии архитектуры на территории Румынии, необходимо остановиться и на произведениях, являющихся исключительно делом рук народных зодчих.
Сохранившиеся памятники народной архитектуры, построенные из недолговечных материалов, относятся к сравнительно недавнему времени: деревянные церкви — не старше XVII в., жилые дома редко насчитывают 200 лет. Но они воспроизводят типы, сложившиеся в глубокой древности, и помогают понять те черты памятников каменной архитектуры феодальной эпохи, которые определили их оригинальность и специфически народный характер.
Среди различных видов сооружений, созданных народными зодчими в течение веков для жизненных потребностей крестьян, два вида являются основными: жилище и церковь. Анализ сохранившихся сооружений этих двух видов указывает на единство принципов, положенных в их основу, на очевидное сродство между ними, как и между всеми творениями народного искусства, созданными в прошлом на всей территории страны. Это единство характера и стиля составляет основную характерную черту румынского народного искусства в целом. Наряду с этим каждая крупная область страны — Трансильвания, Валахия (Олтения, Мунтения), Молдавия и Добруджа — имеет свои архитектурные особенности.