Архитектура периода раннего феодализма - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Архитектура периода раннего феодализма

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Молдавии и Валахии
    Те княжества и воеводства, где к началу X в. появились постройки, с которых можно начать историю румынской архитектуры, не жили в период раннего феодализма своей независимой, самостоятельной жизнью. Они развивались в зависимости от соседних государств — Болгарии, Руси (Киева и Галича) и Венгрии.
    Как и политико-административная организация, архитектура официальных зданий, выстроенных в это время румынскими мастерами, сохраняя, очевидно, естественную связь с местным искусством древних времен, находилась под воздействием всего того, что делалось в этой области в соседних странах, где культура и искусство были более развиты.
Диноджеция. Церковь. Западный фасад и план
Диноджеция. Церковь. Западный фасад и план
Село Денсуш в области Хунедоара. Церковь. Общий вид с юго-востока
Село Денсуш в области Хунедоара. Церковь. Общий вид с юго-востока
    Проведенные в последнее время археологические раскопки выявили в Трансильвании, в селении Морешти в долине Муреша, остатки крепости, треугольной в плане, окруженной земляными валами и тынами, которые датируются X—XI вв.
    В Добрудже были обнаружены селения X—XII вв., в которых были найдены остатки жилищ, ремесленных мастерских и фундаменты двух церквей. Одна из них, в Диноджеции, квадратная в плане (4X4 м), с апсидой с восточной стороны; другая, в Никулицел, судя по плану, была крестовокупольной. Композиционные и конструктивные особенности культовых зданий, характерные для начала румынской каменной архитектуры, полностью отражены в двух древнейших культовых постройках, сохранившихся в Трансильвании: церквах в селах Денсуш и Гура Сада в области Хунедоара.
    Построенная из чередующихся рядов тесаного камня и массивных облицовочных каменных блоков, привезенных из римских руин города Сармизегетуса, церковь в Денсуше представляет собой квадратное в плане помещение, в середине которого четыре столба поддерживают высокую призматическую башню. Строение заканчивается с востока полукруглой апсидой. Малопринятая форма и размеры основного помещения (6X6 м) сходны с мартириями, строившимися христианскими мастерами в Малой Азии и Сирии между IV и VI вв.
    Особых указаний, по которым можно было бы установить, когда была заложена эта церковь, не сохранилось. Во всяком случае настоящий ее вид не соответствует тому, который она имела первоначально. Неправильные полуцилиндрические своды боковых частей и форма башни, вокруг которой на чердаке находилось закрытое пространство, являются элементами примитивного романского зодчества.
Село Денсуш. Церковь. План и разрез
Село Денсуш. Церковь. План и разрез
Куртя де Арджеш. Воеводский двор, XIII в. План
Куртя де Арджеш. Воеводский двор, XIII в. План
    Также центрическую композицию имеет церковь в Гура Сада, которая, так же как и церковь в Денсуше, подверглась позднейшим переделкам. Первоначально она состояла из одного помещения, образованного центральным квадратом, увенчанным башней, и расположенными крестообразно вокруг него двумя удлиненными и двумя полукруглыми в плане апсидами.
Село Гура Сада в области Хунедоара. Церковь. План н разрез
Село Гура Сада в области Хунедоара. Церковь. План н разрез
Куртя де Арджеш. Церковь Сын Никоара, XIII в. Фасад и план
Куртя де Арджеш. Церковь Сын Никоара, XIII в. Фасад и план
    В XIII в. исторические условия способствовали развитию архитектуры в районах между Карпатами и Дунаем. Развитие феодализма в местных условиях вызвало появление построек, типичных для феодализма, — крепостей, домов воевод и церквей. Некоторое представление о румынской архитектуре в этих краях дает бывшая резиденция воевод, властвовавших на левом берегу Олта, остатки которой были выявлены археологическими раскопками в Куртя де Арджеше между 1911 и 1920 гг.
    В этом дворе (79X103 м), окруженном каменными стенами с укрепленными воротами, сохранились подвалы домов, расположенных друг против друга. Оба жилища, имевшие в плане прямоугольную форму и включавшие по 3—4 комнаты с галереей, принадлежат, по существу, к традиционному типу местных домов, форма которых сохранилась в народной румынской архитектуре в течение многих веков вплоть до настоящего времени.
    Среди культовых зданий этого периода нужно отметить церкви с прямоугольным планом, одной апсидой с восточной стороны и цилиндрическим сводом. Такова церковь "Сын Никоара" в городе Куртя де Арджеш, находящаяся в состоянии руин, но все еще дающая некоторое представление о ее прежнем виде. В стенах этой церкви чередуются ряды речного камня и лицевого кирпича, и лишь верхняя часть апсиды построена исключительно из кирпича и украшена фризом из глухих ниш.
Село Стрею в области Хунедоара. Церковь, XIII в. План и разрез
Село Стрею в области Хунедоара. Церковь, XIII в. План и разрез
Село Стрею. Церковь. Вид с севера
Село Стрею. Церковь. Вид с севера
    Но наряду с этими постройками следует также упомянуть каменные церкви, сооруженные румынскими князьями в тех районах Трансильвании, где преобладало румынское население (край Хацега, край Бихора), в так называемых "terrae valachiсае", как их именуют латинские документы венгерских канцелярий. Задуманные в духе романского стиля, применявшегося в то время во всей Трансильвании, эти румынские церкви, из которых самая типичная — церковь в селе Стрею (область Хунедоара), построенная в первой половине XIII в., сохраняют простоту плана, свойственную православным культовым постройкам. Они состоят из центрального нефа с цилиндрическим сводом, небольшого помещения с апсидой для алтаря, перекрытого, как правило, крестовым сводом, и паперти под колокольней, пристроенной вплотную к западному фасаду церкви.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому