Крепости. Церкви времен Стефана Великого
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Молдавии и Валахии
Вторая половина XV в. и XVI в. были для Молдавии и Валахии временем большого художественного расцвета. В этот период в архитектуре, как и в связанных с ней монументальной живописи, скульптуре, керамике, достигли полного развития национальные особенности. Материальная база, необходимая для художественных новшеств, была создана рядом существенных экономических изменений, которые вели к росту городов и развитию в них ремесел. В то же время централизация государств (в эту пору в Молдавии и в Валахии происходил процесс ликвидации феодальной раздробленности), а также потребности обороны и культа способствовали интенсивному строительству крепостей, монастырей, церквей, боярских и господских домов.
Что касается военной архитектуры, то помимо постройки нескольких новых крепостей в это время, особенно в Молдавии, перестраивались старые крепости, приспособляемые к новым методам обороны в связи с появлением огнестрельного оружия. Типичным примером такого переустройства служит крепость Сучавы, где старый замок был обнесен кольцом толстых укрепленных стен с полукруглыми в плане бастионами. Но помимо крепостей делу обороны страны хорошо служили монастыри, которые были не только религиозными, культурными и ремесленными центрами, но часто имели специальные укрепления, как это имело место в Валахии (Комана, Бухарестской области) или в северной Молдавии (в Путне, Проботе, Слатине, Сучевице).
Сучава. Крепость, XIV—XV вв. План
В области гражданской архитектуры нужно отметить в первую очередь княжеские дома, их ансамбли, именуемые княжескими дворами, воздвигнутые на месте других, более старых зданий или вновь сооруженные в четырех городах, бывших последовательно столицами румынских княжеств этого времени: Тырговиште и Бухаресте в Валахии, Сучаве и Яссах в Молдавии, а также во многих других местностях. Вокруг этих княжеских домов выросли первые румынские городские центры, населенные ремесленниками и купцами, но имевшие совершенно другой вид, чем соответствующие части средневековых городов на Западе. Улицы этих "местечек" редко были прямыми, а дома были изолированными и удаленными друг от друга. Каждое хозяйство имело свой двор и фруктовый сад. Румынские города сохраняли эту разбросанность и живописность больших сел вплоть до конца XIX в., но их старинные дома, а также княжеские дворы этого времени разрушились.
Отсутствие гражданских построек компенсируется большим количеством сохранившихся культовых зданий, которые помогают понять как многообразие форм, так и оригинальность архитектуры этого времени. Ряд красивых церквей, составляющих гордость средневекового искусства Молдавии, был воздвигнут в годы правления Стефана Великого (1457— 1504).
Главнейшие типы церквей времен Стефана Великого.
1 — церковь Илии близ Сучавы; 2 — церковь в Арборе; 3 — церковь в Бэлиешти
1 — церковь Илии близ Сучавы; 2 — церковь в Арборе; 3 — церковь в Бэлиешти
Церкви этого времени имеют обычно небольшие размеры (от 14,5 до 22,5 м в длину и от 4,5 до 7,5 м в ширину внутри) и принадлежат к одному из трех основных типов: прямоугольной церкви с одной апсидой на восточной стороне; церкви с тремя близкими по размерам апсидами, расположенными в форме триконха, и квадратным в плане притвором; "псевдотриконха" с большой алтарной и малыми боковыми апсидами, неглубоко врезанными в толщу стены, и с прямоугольным в плане притвором. Каждому типу соответствует своя система сводов: первому — цилиндрический свод, второму — купол на барабане над храмом и купол без барабана над притвором, третьему — купола, расположенные анфиладно по продольной оси.
Цилиндрические своды, усиленные подпружными арками, опираются непосредственно на боковые стены зданий. Купола на барабанах и без них связаны со стенами при помощи парусов и либо четырех подпружных арок на консолях, либо ступенчато расположенных арок, опирающихся на стены и на другие такие же арки, либо при помощи подпружных арок на консолях, стоящего на них нижнего глухого барабана и вписанных в него дополнительных подпружных арок, повернутых под углом 45° по отношению к первым. Такой прием, позволяющий сильно уменьшать диаметры куполов и барабанов, вызывает аналогию с некоторыми конструктивными системами армянской архитектуры, но в молдавских церквах ему соответствовала и своеобразная наружная композиция двухъярусного основания барабана с восьмиугольными или звездообразными в плане ярусами.
Другой особенностью, придающей исключительную художественную ценность церквам времен Стефана Великого, являются внешние архитектурные формы и их декоративная пластика. Стены, прямые и гладкие до уровня пят сводов, построены из тесаного камня. Все остальное до карниза, а также изогнутые или многоугольные в плане части, апсиды и барабаны построены из кирпича и декорированы маленькими глухими нишами.
Хырлэу. Церковь Георгия, 1492 г. Башня, характерная для времен Стефана Великого
Декоративный эффект лицевой поверхности стен, всюду выполненных из облицовочных материалов, усиливается тем, что рельефные детали, за исключением наличников дверей и окон, а также профилей, высеченных из шлифованного камня, были многоцветными. Эта многоцветность достигалась употреблением кирпичей и некоторых специальных орнаментов из терракоты — дисков, плиток, шариков, треугольников, квадратов с вогнутыми сторонами, покрытых разноцветной глазурью.